31 мар, 20:10
Дары моря чрезвычайно и безусловно полезны — об этом нам твердят с детства. А вот о том, что за последние десятилетия эти дары сильно изменились (как и способ их употребления — взять хотя бы суши) и теперь часто представляют серьезную угрозу для здоровья, говорить не принято.
Черви в селедке
То, что сырая или некачественно приготовленная пресноводная рыба может быть источником паразитов, знают, наверное, почти все.
Но почему-то бытует мнение, что морская рыба в этом отношении совершенно безопасна — и это грубое заблуждение!
Например, анизакидоз («селедочный червь», вид гельминтов) поражает почти все виды морских рыб. Личинки круглых червей можно обнаружить в сотнях видов тресковых, окуневых, лососевых, а вероятность найти этих паразитов в сельдевых из Северного моря и Балтики — практически 100%. Съешьте кусочек сырой рыбы, зараженной живыми паразитами (например, это может произойти в суши-баре), — и вас ждет тошнота, рвота, боли в животе, сыпь, температура, диарея и в перспективе язва желудка и прочие осложнения.
Если вас уверяют, что в океанской рыбе нет паразитов, что шеф-повар суши-ресторана — японец и знает секрет безопасности, откроем еще один «секрет»: Япония занимает одно из первых мест в мире по заболеваемости анизакидозом.
Если вы думаете, что «европейская» рыба благодаря высоким стандартам качества не может быть опасна, — вас обманули. На самом деле это Норвегия несколько лет всеми возможными способами давила на Украину, чтобы наша страна изменила свои нормы для замороженной рыбы — норвежский продукт просто не проходил санитарного контроля из-за дикого количества паразитов. Мы, конечно, сдались — ведь, как уверяют европейские партнеры, все эти черви в рыбе все равно мертвы — они заморожены.
Но есть и нюансы. Замораживание рыбы до -18°С приводит к гибели всех личинок анизакид только через 14 суток. Представьте, что производитель решил сэкономить на глубокой заморозке и не соблюдал технологию, а если пойманная рыба замораживается не сразу после вылова, гельминты из кишок попадают в мышечную ткань. Использование для суши дорогой охлажденной рыбы вместо замороженной — прекрасный способ получить живых паразитов у себя на тарелке.
Крупный чешуйчатый скот
Львиную долю морской рыбы в Украине занимает норвежский продукт. Причем эта рыба только условно может считаться морской, о чем потребитель порой даже не догадывается, — она выращена на фермах.
«Рыбный скот» — как куриные окорочка: много химии и мало пользы. Согласно исследованиям, опубликованным в академическом научном журнале Science, содержание токсинов и тяжелых металлов в искусственно выращенной рыбе в несколько раз (а таких канцерогенов, как полихлорированный дифенил и диоксин — в 10 раз) превышает уровень данных веществ в рыбе, выловленной в море. Некоторые медики рекомендуют ограничить употребление «домашнего» лосося до одного раза в два месяца — чтобы уменьшить риск раковых заболеваний.
Учтите также, что форель и семга на прилавках магазинов являются «красной рыбой» только благодаря кантаксантину — искусственному красителю, который в больших дозах может вызывать у человека проблемы со зрением. Для производства рыбы используются также антибиотики и гормоны роста, а для борьбы с многочисленными паразитами — неизбежными спутниками скученности фермерского стада — еще и токсичные медицинские препараты.
Купи рыбу — убей десяток
Некоторые люди готовы смириться с низким качеством искусственно выращенной рыбы, считая, что марикультура — путь к спасению диких популяций рыб, сильно страдающих от перевылова. Это еще одна большая пропагандистская ложь, порожденная пищевой индустрией, — аквафермы несут дополнительную угрозу морю. Никому еще не удавалось защитить оленей, строя в лесу коровники!
Так, исследования канадских биологов показали, что количество рыб в популяциях, соседствующих с фермерскими хозяйствами, сократилось всего за несколько лет более чем в два раза! Молодой лосось, мигрирующий вблизи лососевых ферм, имеет в 9 раз больше морских вшей (паразиты рыб), чем лосось из регионов, где подобные фермы отсутствуют. Фермы становятся очагом инфекций и паразитов, причем использование химикатов и медикаментов для борьбы с ними приводит к появлению устойчивых и особо опасных для дикой рыбы форм. Атлантический лосось почти вымер — сегодня в природе живет лишь 1% особей, а другие 99% — селекционные рыбы «домашних» сортов, разводимые на фермах.
Американский комитет охраны медикаментов и продуктов рассматривает требование производителей разрешить массовое производство генно-модифицированной семги (в нее встроен ген угря) AquAdvantage — она растет в 6 раз быстрее, и ее вес может превышать вес обычной атлантической семги в 13 раз. О том, что произойдет в результате биологического загрязнения моря такими мутантами, предпочитают не говорить — публику уверяют, что этот вид будет не опасен для дикой популяции семги.
Но самое большое лицемерие кроется в одном маленьком факте — чтобы выращивать рыбу на фермах, ее кормят... рыбой! Да, активно используются комбикорма — но, по самым скромным подсчетам, на один килограмм культивированного лосося приходится минимум 5 кило рыбы помельче — сардины, анчоусов и т. д. Траулеры выгребают океаны подчистую, подрывая этим в том числе и кормовую базу тех же диких лососей.
Если вы думаете, что вышеперечисленные опасности и угрозы касались только лосося, — значит, вы не знаете, что всякого рода «королевские» креветки также попадают на полки магазинов почти исключительно с ферм. Причем они порой значительно более опасны, чем выращенные в неволе рыбы, — эти организмы способны накапливать токсины в невероятных количествах и часто выращиваются в особо загрязненных водах. Кроме того, строительство креветочных ферм вызвало одну из самых страшных и масштабных экологических катастроф последнего времени — почти тотальное уничтожение на планете мангровых зарослей (мангры — особая экосистема в тропиках и субстропиках в зоне периодически затопляемых участков морских побережий).
Грядет рыбный грипп?
Еще один миф, который долгое время считался едва ли не научной истиной, — морские организмы не способны быть носителями опасных для человека вирусов.
Между тем морепродукты не просто могут быть опасны — они вызывают целые эпидемии. Так, вспыхнувшая в 1988 г. в Шанхае эпидемия гепатита А охватила 300 тыс. человек, а причиной ее стало употребление в пищу сырых моллюсков.
Ежегодно в США регистрируется до 23 млн. случаев заболеваний, связанных с норовирусами (вирус Норволк, вызывающий желудочно-кишечное заболевание), причем моллюски — основной «подозреваемый». Потребление их приводит к многочисленным вспышкам гастроэнтерита и гепатита во всем мире. А вот в Украине контроля моллюсков «на вирусы» нет (контроль качества морепродуктов в каждом ресторане или магазине — целиком на совести руководства, никаких регламентов, правил не существует, и лучшее, чего вы можете ожидать, — что магазин (ресторатор) приобрел не контрабанду или браконьерский товар, у него есть декларация производителя и он выдерживает сроки реализации продукции и температурный режим хранения).
Самое интересное, что схема распространения инфекции здесь относительно новая и напоминает порочный круг — человек сбрасывает неочищенные канализационные стоки в море, лицемерно уповая на «самоочищение», а затем неожиданно для себя находит «человеческие» вирусы в моллюсках, рыбе, крабах и креветках.
Причем для ученых такие случаи становятся действительно неожиданными — до того как в 1988 г. в Испании был описан случай острого вирусного гепатита после употребления в пищу ракообразных, никто даже не подозревал, что такое возможно.
В Украине первая и пока единственная научная книга, посвященная данной проблеме, вышла лишь в 2005 г. Вирусолог Института биологии южных морей Ольга Степанова в работе «Экология аллохтонных и автохтонных вирусов Черного моря» (аллохтонные — проникшие в водоем извне, автохтонные — местные, «аборигенные») утверждает, что пробы воды и донных осадков, а также моллюсков, рыбы, ракообразных показали: до 87% их заражены патогенными вирусами, свойственными ранее исключительно сухопутным носителям.
В морской воде у Севастополя в 9,8% проб находили вирус гепатита А, а у 24% черноморских мидий имеются «сухопутные» адено-, рота-, рео- и энтеровирусы.
Морские организмы способны поражаться «человеческими» вирусами — так, установлен факт заражения и заболевания черноморской афалины (дельфина) гепатитом С. И наоборот — известны случаи заражения людей бешенством от морских млекопитающих.
Хотя о рыбах как об источнике вирусных эпидемий человека мало что известно, предпосылки для такой неприятной «эволюции» есть. В научной литературе сообщается, что рыба калифорнийская гирелла является резервуаром вируса везикулярной экзантемы свиней (калицивирус), который вызывает эпизоотии. По-видимому, рыбы — также резервуар гепатита уток.
Белорусские ученые Воинов и Солоухин выдвинули гипотезу о роли вирусов зоопланктона в экологии вируса гриппа.
Ольга Степанова пишет: «Вероятно, у рыб есть контакт и с вирусами гриппа человека, т. к. употребление в пищу строганины (сырой замороженной рыбы) приводило к заражению гриппом эскимосов... Таким образом, рыбы, являясь важным пищевым звеном в водоемах, могут служить резервуаром многих вирусов, которые потенциально опасны для других организмов, в т. ч. и для человека...
Особого внимания заслуживает информация об определении в крови черноморских дельфинов антител к вирусу птичьего гриппа Н5N1, опасного и для людей».
Анатолий Соловьев, доктор медицинских наук, профессор Донецкого национального медицинского университета им. М. Горького, сообщает, что в Украине зафиксированы случаи групповых и единичных заболеваний энтеровирусными инфекциями после употребления в пищу свежей засоленной черноморской хамсы и кильки.
Даже вирусы водорослей — альговирусы — обладают генетическим сходством с вирусами герпеса и оспы.
Главная проблема в том, что море ранее не сталкивалось с массивным внесением в него «человеческих» вирусов — а человек никогда еще так не эксплуатировал море. В результате тесного контакта мы можем получить уже в ближайшие годы новые, невероятно опасные штаммы — моря сегодня работают как огромные биохимические лаборатории, «инкубаторы» по созданию новых вирусов.
Бездонная глубина прилавка
Резкое изменение потребительских качеств вроде бы знакомых морепродуктов требует от ответственного потребителя (то есть человека, который не желает навредить своему здоровью и в идеале — здоровью планеты) быть настоящим следователем. На Западе появились путеводители по магазинным полкам от независимых экспертов, в которых разъясняется происхождение сырья и нюансы технологической обработки, исследуется репутация производителя и продавца, объясняются условия транспортировки и хранения, перечисляются виды рыб, нежелательные к употреблению беременным, детям и людям с различными заболеваниями.
В нашей же стране покупателям приходится сталкиваться с тем, что реальное происхождение и технология изготовления продукта остаются тайной за семью печатями. Между тем чрезвычайно важно, покупаете вы тихоокеанскую треску или атлантическую — ведь последняя почти полностью исчезла вследствие хищнического лова. По той же причине стоит предпочесть тихоокеанского палтуса чилийскому. Дикий лосось, выловленный у побережья Аляски, значительно полезнее попавшего в магазин с норвежской фермы.
Забудьте о фосфоре, который должен сделать вас умным: американские врачи доказали, что люди, часто едящие рыбу, имеют проблемы с памятью из-за высокого содержания полихлорированных дифенилов — токсичных и очень стойких загрязнителей, которые способны накапливаться в живых организмах.
Не употребляйте тунца, особенно консервированного — он накапливает в тканях много ртути. Достаточно безопасно есть сардину (в ней, как правило, содержание ртути очень низкое), тихоокеанскую треску, полосатого морского окуня. Мелкая рыба предпочтительнее крупной — в последней, как правило, больше вредных веществ.
Всегда тщательно термически обрабатывайте морепродукты. И поверьте, что суши вдали от океана — это как секс по телефону: дорого, безвкусно и глупо. Единственное сходство с продажной любовью «по-настоящему» — это опасно.
Адрес новости: http://pannochka/show/111139.html
Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua