Британия может разрешить забор внутренних органов без согласия донора

07 июл, 22:32

Гордон Браун высказался за то, чтобы разрешить больницам брать органы умерших пациентов и при отсутствии специально оговоренного согласия с их стороны. В своем письме в Sunday Telegraph премьер-министр утверждает, что упрощение процедуры спасет тысячи жизней, и выражает надежду, что данная система начнет действовать уже в этом году.

 

Если это предложение получит силу закона, забор органов у скончавшегося пациента будет по умолчанию разрешен, если тот при жизни не вышел из специального государственного реестра и если нет возражений со стороны родственников.

 

Но общественные группы, представляющие интересы пациентов, заявили о «полном неприятии» плана Брауна, поскольку тот, по их словам, лишает пациентов права распоряжаться собственным телом.

 

Между тем более 8 тыс. пациентов стоят в очереди на тот или иной орган и более тысячи ежегодно умирают, так и не дождавшись органа, который мог бы спасти им жизнь.

 

На следующей неделе правительство инициирует пересмотр системы: на врачей и медсестер будет оказано давление, с тем чтобы они активнее выявляли «потенциальных доноров органов» среди умирающих пациентов. Больницы будут оцениваться, в частности, по количеству скончавшихся пациентов, органы которых удалось использовать для пересадки, а докторам придется на более ранних стадиях выявлять потенциальных доноров и уведомлять координирующие организации, когда те окажутся при смерти.

 

Однако Браун, который заявил о своей готовности стать донором, дал понять, что выступает за внесение в механизм донорства еще более радикальных изменений, результатом которых будет концепция «согласия на донорство по умолчанию». Подобный подход применяется в Испании: процент доноров среди жителей этой страны – самый высокий в мире.

 

«Такого рода система, похоже, способна закрыть болезненное несоответствие между потенциальной пользой, которую могла бы принести в Великобритании трансплантология, и ограничениями, связанными с действующей системой оформления согласия», – пишет Браун.

 

В 2004 году он высказался против похожей системы, но близкие к премьер-министру источники вчера вечером сообщили, что комплекс мер, который был вынесен на голосование в тот раз, представлял собой значительно более жесткую версию плана Брауна, поскольку лишал последнего слова близких покойного.

 

Общественные группы, выступающие в интересах пациентов, заявили, что предложение Брауна их пугает. «Они называют это согласием по умолчанию, но тут вообще не идет речь о согласии, – говорит Джойс Робин из надзорной организации Patient Concern. – Пытаясь добиться нужных им результатов, они рассчитывают на инертность и неосведомленность».

 

По ее словам, правительство мало что сделало для того, чтобы люди сами давали согласие на посмертное донорство: «Где масштабные кампании в СМИ, где брошюры? Почему меня не спрашивает о согласии на донорство мой лечащий врач? Вот чем им следовало бы заняться вместо того, чтобы отбирать наше право решать, что будет с нашими телами».

 

С Робин согласна Кэтрин Мерфи из благотворительной организации Patients Association: «Нам не кажется, что личное решение, которое является вопросом совести каждого отдельного человека, должно принимать за него государство. Если человек хочет подарить кому-нибудь жизнь, это его право, но это должен быть акт личного волеизъявления».

 

Хотя, судя по опросам общественного мнения, 90% британцев поддерживают донорство, 40% родственников умерших не дают своего согласия на забор органов у родных, причем среди людей африканского происхождения и представителей национальных меньшинств эта цифра достигает 75%. Чтобы исправить ситуацию, целевая рабочая группа по вопросам донорства планирует принять ряд мер, направленных на стимуляцию донорства, в том числе – обязать докторов выявлять среди пациентов потенциальных доноров, прежде чем те умрут.

 

Во вторник должен быть опубликован отчет целевой группы. В нем содержится предложение назначать при каждой больнице опытного врача, ответственного за донорство, а также непрофессионала, чья работа будет состоять в распространении информации о важности донорства в округе.

 

Представители этой организации, которая летом должна опубликовать доклад о «согласии по умолчанию», надеются, что выполнение выдвинутых ими 14 рекомендаций в течение 5 лет увеличит количество доноров на 50%.

 

Они допускают возможный «конфликт интересов» между теми медиками, усилия которых направлены на спасение жизней, и теми, основная задача которых – обеспечить забор максимального количества органов. Доктор Кевин Ганнинг, эксперт по реанимации в больнице Адденбрука (Кембридж) и член английской Группы по надзору в сфере трансплантологии, говорит, что предлагаемые меры могут сказаться на докторах и родственниках пациентов. «Вы как врач уже думаете о том, что ваш пациент станет донором, хотя он еще жив, – вот в чем истинный конфликт».

 

Доктор Брюс Тэйлор из Сообщества реаниматологов предупреждает, что нельзя доверять первым признакам смерти. «Единственный способ убедиться – это провести все тесты, которые покажут смерть стволовой части головного мозга; пока это не будет сделано, можно лишь строить прогнозы».

 

Однако Крис Радж, представитель британского государственной организации UK Transplant, которая отвечает за донорство и трансплантацию, подчеркивает, что пациент не будет рассматриваться в качестве донора до тех пор, пока есть хоть малейший шанс на его выживание.

 

Daily Telegraph

 

Патрик Хеннеси, Лора Доннели

 

Перевод на сайте: Inopressa.ru


Адрес новости: http://pannochka/show/15739.html



Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua