05 авг, 09:20
О том, что продукты с прилавков магазинов и рыночных лотков содержат генетически модифицированные организмы, уже слышали многие. При этом ни у кого из нас нет выбора — есть их или не есть: признаков, по которым можно определить продукты-мутанты, нет.
Хотя вопрос об их маркировке поднимался на самом высоком уровне: 1 августа прошлого года было принято правительственное постановление, согласно которому к 1 ноября 2007 года все продукты, имеющие трансгенное происхождение, должны были обозначаться специальным значком. Но решение отложили до лучших времен, решив детальнее продумать, стоит ли это вообще делать, и если стоит, то как: до сих пор существует ряд проблем.
Во-первых, для того чтобы исследовать продукт на наличие мутанта, нужно тестировать каждую партию товара. Ведь, скажем, в партии колбасы под №3 могли использовать модифицированную сою, а в партии колбасы под №4 — нет. А это удовольствие не из дешевых: тест одного наименования стоит около 400 грн. (если предприятие ежедневно выпускает по партии нескольких продуктов, то за месяц набежит приличная сумма).
Во-вторых, в Украине такое тестирование на данном этапе технически нереально. По словам доцента кафедры биохимии и экологии пищевых производств Национального университета пищевых технологий, кандидата биологических наук Алексей Сытника, для обеспечения необходимого для постоянной маркировки количества исследований, стране нужно как минимум десяток крупных пищевых лабораторий. А сейчас их существует только четыре.
И в-третьих, как рассказал нам Владимир Семенович, начальник Научно-исследовательского центра испытаний продукции "Укрметртестстандарт", в Украине содержания ГМО в продуктах до сих пор не нормировано. Например, в Евросоюзе, где генно-модифицированные продукты давно маркируются, если в продукте количество ГМО не превышает 0,9%, производитель может не маркировать его. Считается, что такая концентрация может быть случайным попаданием мутантов в продукт. Если больше — обязан это сделать, т.к. это уже рассматривается как производственная технология.
МЕНЬШЕ ЗНАЕШЬ — КРЕПЧЕ СПИШЬ? Теперь возникает резонный вопрос: зачем вообще знать, есть ли в тех или иных продуктах трансгены? Да для того, чтобы у нас было право выбора — употреблять их в пищу или нет. Ведь однозначного мнения среди ученых о влиянии трансгенов на здоровье человека до сих пор нет. "Как только одни ученые показывают результаты исследований о возможных рисках, которые представляют для человека ГМО, — говорит Алексей Сытник, — так спустя какое-то время оппоненты опровергают эти данные другим исследованием. Поэтому однозначно говорить, что ГМО вредны или безвредны, рано".
СПРАВКА. Генно-модицифицированные образования получаются так: в геном (набор всех генов) растения, животного или микроорганизма подсаживается фрагмент генов из любого другого организма. Это делается для того, чтобы получить продукты с новыми, улучшенными качествами. Например, ген крысы придает салату повышенный уровень содержания витамина С, а ген моли делает яблоки устойчивыми к болезням.
В КАКИХ ПРОДУКТАХ ЧАЩЕ ВСЕГО ПРЯЧУТСЯ ТРАНСГЕНЫ...
УЖЕ СЕЙЧАС. По данным заведующего кафедрой гигиены питания Национальной Медакадемии И. Козярина и начальника Центра испытаний продукции "Укрметртестстандарта" Владимира Семеновича.
Продукты, содержащие соевый белок:
Вареная колбаса
Пельмени
Вареники с мясом
Шоколад
Морепродукты
Сладкая газировка
Овощи — собственные модифицированные линии
Картофель
Рис
Кукуруза
Продукты, которые могут содержать оба источника ГМО
Детское питание
Замороженные овощные смеси
МОГУТ ПОЯВИТЬСЯ В 2008 ГОДУ. По данным профессора, директора Украинского института экологии человека Михаила Курика, эти трансгенные продукты уже имеются в мире и для их ввоза в Украину нет никаких препятствий.
Брокколи
Цветная капуста
Горох
Лук
Огурцы
Томаты
Яблоки
Сливы
Виноград
Ананасы
Бананы
Кокосы
Цитрусовые
Арбузы
Киви
Какао
Кофе
Чеснок
Оливки
Свекла
Подсолнухи
МНЕНИЯ В ПОЛЬЗУ ГМО
Николай Кучук, доктор биологических наук, профессор, заведующий отделом генной инженерии Института клеточной биологии и генной инженерии Национальной академии наук Украины
"Биотехнологии, в частности, генетическая модификация растений — один из двигателей научно-технического прогресса. Они позволяют вывести новые сорта, стойкие к вредителям, имеющие улучшенный состав белков и жиров. На здоровье человека они влияют не более, чем обычные немодифицированные продукты — их сородичи. Обычная картошка тоже может быть опасна.
Каждая хозяйка знает, что если она зеленая, то есть ее нельзя. То же самое можно сказать и про трансгенную картошку. Если кто-то из ученых берется утверждать, что ГМО вредны, то он должен опираться на авторитетные исследования. На данный момент опытов, показавших, что трансгенные продукты оказывают вред человеческому здоровью, нет ни в Украине, ни за рубежом.
Нельзя исключить, что такие данные когда-нибудь могут появиться, но при этом очень важно понимать, в каком количестве ГМО приобретают негативное свойство. Ведь и кухонная соль в повышенной дозе вредна, а запрещать ее никто не собирается. Поэтому если знать дозу, в которой тот или иной продукт безопасен, то его смело можно употреблять.
Еще нужно понимать, что введение обязательной маркировки может быть выгодно производителям немодифицированных продуктов, т.к. может повысить стоимость их товара, на чем они будут неплохо зарабатывать. Что касается уменьшения количества пчелиных семей и других насекомых, в чем иногда обвиняют генных инженеров противники ГМО, то никакой связи этого с трансгенными растениями нет: они цветут и плодоносят не хуже своих неизмененных аналогов. Во всем мире ГМ-технологии успешно применяются в сельском хозяйстве и никому не приходит в голову подавать на тех, кто ими пользуется, в суд. Поэтому я считаю, что украинцам уже пора выходить из "каменного века" и начинать пользоваться последними научными достижениями".
Людмила Лившиц, заведующая отделением геномики человека Института молекулярной биологии и генетики Национальной академии наук Украины
"Как ученый я не представляю себе, как может ген растения встроиться в геном человека: в естественных условиях это невозможно (это осуществимо только при помощи сложных генно-инженерных методов).
Данных об этом, как и о том, что ГМО могут влиять как-то ухудшать здоровье человека, вызывать у него заболевания, нет. Те, которые есть — псевдонаучные. В мире ботаники реальных опасностей для биосферы в Украине пока тоже нет.
Если на каких-то полях и выращивается трансгенная соя, то она не может переопыляться с другими растениями, кроме сои. Остальные же трансгенные растения, например, картофель, насколько мне известно, в Украине не прижился. Однако ввести маркировку не помешало бы: пусть те люди, которые в наше неблагоприятной экологической обстановке привыкли "дуть на холодное", перестрахуются и будут спокойны, что им ничего не грозит. В конце концов, они обязаны знать, что едят в продуктах согласно закону о правах потребителя".
МНЕНИЯ ПРОТИВ ГМО
Михаил Курик, доктор физико-математических наук, профессор, директор Украинского института экологии человека
"Эксперименты с ГМО очень опасны. Опыты, проведенные в 2006 году под руководством доктора биологических наук Ириной Ермаковой (Институт высшей нервной деятельности РАН), показали, что уже в 1-м поколении крысы, которые вскармливались ГМ-соей, не давали полноценного потомства, значительная часть крысят погибали, а выжившие самки становились бесплодными.
Несложно увидеть аналогичные ситуации, участившиеся среди людей в последние годы. До 30% процентов семей в Европе не могут иметь детей уже сегодня. И пускай мы не можем определить вклад именно трансгенов в темп снижения населения в Украине, но то, что этот вклад существует — это вне всякого сомнения.
Трансгенные технологии несут в себе и другие угрозы. Во-первых, стремительно набирает обороты проблема исчезновения пчелиных семей (В США и Европе их исчезло до 90%). «Без пчел человечество сможет просуществовать лишь четыре года, после этого человек исчезнет», — говорил Альберт Эйнштейн и к его словам необходимо прислушаться.
И хотя некоторые исследования утверждают, что причиной являются мобильные телефоны и станции их связи, но отбрасывать влияния трансгенных технологий также нельзя. Во-вторых, все продукты, полученные из ГМО, загрязнены не только генетически, но и информационно, ведь каждый измененный атом и молекула излучают в пространство модифицированную информацию о себе, а это приводит к дестабилизации в высшей степени отлаженного энергообмена на уровне биополей как между микробами, растениями и животными с центрами высшего порядка".
Эдуард Кавун, кандидат биологических наук, экопсихолог, руководитель Института персонального пространства и времени
"Биологическая опасность трансгенов лежит в основе технологии плазмид, которые чаще всего используются при их создании. Плазмиды — это небольшие кольцевые ДНК, несущие в себе всего несколько генов, которые сохраняют свои свойства при термической обработке продуктов питания, легко проникают в клетки и способны прижиться в генах хозяина.
Плазмиды уже были обнаружены в слюне, в микрофлоре кишечника человека, в мозге, в молоке коров, которых кормили ГМ-кормами, в миокарде и даже в коже внутриутробных плодов. Это значит, что гены плазмид, находящиеся в продуктах питания, имеют все шансы попасть в гены растущего организма еще в утробе матери. Подтверждение этому — случай, который зафиксирован в США — на родине ГМО.
У родившегося американского мальчика, который очень плохо чувствовал себя с самого рождения, в геноме был обнаружен ген картофеля. Вероятнее всего, ген картофеля попал в организм матери вместе с чипсами, которые обычно производят именно из ГМ-картофеля. Плазмиды проникли через плаценту и затем встроились в геном плода. Это невероятно опасный случай, который говорит: генетический бумеранг, выпущенный человеком, возвращается".
Источник
Адрес новости: http://pannochka/show/20409.html
Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua