26 май, 16:01
Живешь ты, живешь, ни о чем не подозревая, и вдруг в один прекрасный день приходят люди в белых халатах и заявляют, что жить тебе остается несколько месяцев, если, конечно, срочно не предпринять решительных шагов. Разумеется, настроение испорчено. Более того, развивается самый настоящий стресс, да такой сильный, что может быстрее основного диагноза превратить тебя в доходягу. С недугом справятся врачи, а вот со стрессом бороться придется самостоятельно.
Между стрессом и болезнью очень тесная связь, причем как в одну, так и в другую сторону: можно перенервничать и заболеть, а можно заболеть и так из-за этого перенервничать, что врачи смогут защитить по твоему случаю сразу несколько докторских диссертаций. Очевидно, что организму, пытающемуся бороться с напастью, лишняя нервотрепка ни к чему. Ему нужно собрать силы для выздоровления, поэтому переживать из-за собственного состояния здоровья — самое неподходящее, хотя и естественное дело.
Доктор, я умру?
Есть в арсенале врачей такая не особенно-то мудреная штука. Называется — эффект плацебо. Это когда пациенту под видом самых эффективных таблеток дают мел или другую совершенно безопасную, но абсолютно бесполезную субстанцию. Выздоравливает, однако, он по-настоящему. Мы много раз писали об этом. Но, оказывается, есть и обратный эффект — ноцебо: как только ты начинаешь представлять, как болезнь расправляется с тобой, теряешь здоровье в реальности.
Любой врач подтвердит, что для пациента, которому поставили серьезный диагноз, паника и убежденность в негативном исходе гораздо опаснее самого заболевания. Вспомни, как в разнообразных фильмах тяжело раненому полицейскому напарник заговаривает зубы, пытаясь удержать беднягу в сознании. Это для того, чтобы он боролся и использовал внутренние резервы. Объем последних до сих пор никто не может подсчитать, так что пренебрегать ими точно не следует. Пуская эти самые резервы на нытье или обдумывание завещания, ты фактически сам себе усугубляешь диагноз.
Внешние признаки
Допустим, ты очень любил плавать. В детстве даже грешил в спортивной школе, а в университете получил грамоту и зачет по физкультуре автоматом. А потом вдруг заболел. И как назло, болезнь не слишком тяжелая, но и недостаточно изученная, чтобы ее взять и вылечить, к тому же с неприятным названием — псориаз. Когда ты без видимых причин начинаешь покрываться дубовой корой, без стресса не обойтись: раздеваться на публике не можешь, хлорки боишься как огня, девушек избегаешь. Ходить в бассейн ты, разумеется, перестал, растолстел, из-за чего заболел гипертонией и в итоге слег и умер.
Сценарий, конечно, на редкость печальный, но отнюдь не фантастический. Учитывая, что стресс — чуть ли не главная причина разнообразных кожных заболеваний, не связанных с инфекциями, представь, каковы твои шансы на излечение, если ты не сможешь успокоиться.
Как всегда, для начала нужно разобраться, в чем причина стресса. Скорее всего, она кроется не в самой болезни, а в чувстве стеснения, которое вызывают ее симптомы. Так что главное средство борьбы со стрессом — борьба с ложным стыдом. Понятно, что заразится от тебя псориазом, экземой и контактным дерматитом девушке не удастся. Объясни ей это, и в силу природной тяги к состраданию она тут же начнет тебя опекать и заботиться. Приди в себя, пойми, что нет в мире совершенства, и вплотную займись лечением своих болячек. Например, откажись от алкоголя и табака — они очень мешают очистить кожу, или поезжай на Мертвое море, там таких, как ты, — полпляжа, так что стесняться нечего.
Болезнь на двоих
Папиллома, герпес, хламидиоз, гарднерелла — менее сексуально звучащих слов человечество, похоже, не придумало. Эти болезни, конечно, не смертельны, но гарантированно доставят массу хлопот и неудобств. Стресс от любой из них усиливается еще и благодаря тому, что это не только твоя болезнь — подруге тоже придется ее лечить, а вам обоим — разбираться, откуда она взялась.
Если с лечением все более менее ясно (нужно как можно быстрее сделать анализы и выслушать рекомендации врача), второй вопрос наверняка так просто не решить. Не спеши сразу топать ногами и обвинять партнершу в измене: во-первых, у всех перечисленных инфекций очень длинный инкубационный период. То есть заболеть ими ты мог уже давно, а теперь микробы просто вышли из спячки. До этого обнаружить их было довольно сложно. Поэтому не стоит тратить нервы на выяснения, кто кого заразил, все равно узнать это почти невозможно. Лучше не устраивать друг другу сцен, потому что лечиться все равно придется сообща.
Не курорт
Психологи утверждают, что отъезд даже в обычный отпуск сопровождается довольно сильным стрессом, а уж если тебе предстоит провести месяц не в деревне, а в больнице на обследовании, то можно и вовсе впасть в настоящую депрессию. Этому очень способствуют гулкие коридоры, миленькие палаты с видом на морг, сосед, который ночью храпит, а днем рассказывает тебе истории про твоих ныне покойных предшественников.
От такого запросто может подняться температура и развиться такой приступ человеконенавистничества, что обследование затянется. Обычные средства борьбы со стрессом вроде дыхательных упражнений и массажа здесь не помогут. Нужно менять свое отношение к происходящему.
Представь, что ты на курорте. Заведи себе подругу из соседнего отделения. На почве общих проблем вроде пиелонефрита люди сходятся легче всего. Или организуй чемпионат больницы по быстрым шахматам. Или поспорь с кем-нибудь, на какой день тебе удастся соблазнить процедурную медсестру. Можешь даже позагорать под дезинфекционной кварцевой лампой.
Страшно подумать
Медицина достигла невиданных высот, однако все болезни лечить таблетками пока не получается. Чтобы справиться с некоторыми из них, врачам приходится исследовать внутренности пациента, а порой отрезать у него чего-нибудь. К сожалению, хирурги не делают операции без предупреждения, в качестве сюрприза. Это бы серьезно упростило ситуацию. Однако врачебная этика заставляет их во всех подробностях обсуждать предстоящую операцию с пациентами: что именно им будут отрезать и зачем, какие могут случиться осложнения, какого цвета нитками пациента зашьют. А пациент вынужден все это слушать, борясь с инстинктом самосохранения, который вопит внутри, что нужно уносить ноги из этого неприятного места. Ты представляешь, как тебя усыпят, затем малознакомый человек бесцеремонно начнет копаться у тебя внутри.
Неизбежно в голове проносятся мысли: а не будут ли под наркозом сниться кошмары, а большой ли останется шрам, а не попал ли ты в руки торговцев внутренними органами. И главное — нельзя ли обойтись без операции.
Стоп. Вот теперь самое время успокоиться и перестать подпитывать свое воображение. Во-первых подумай о научном прогрессе. Сейчас большинство полостных операций делают методом лапароскопии, то есть обходятся без огромных разрезов, заменив их тремя небольшими отверстиями — через них и осуществляются все манипуляции. Во-вторых, многие, даже нейрохирургические операции делают под местным наркозом. Это позволяет лучше контролировать состояние пациента и снижает вероятность осложнений. И помни, что есть в медицине закон третьего мнения. То есть иногда стоит спросить еще одного специалиста, действительно ли без резни не обойтись или пройти еще дополнительное обследование. Но не затягивай, время дорого.
Звонок шефу
Даже простой грипп или простуда могут доставить тебе массу мучений, если они набросятся на тебя не вовремя. Скажем, у тебя накануне важных переговоров заболело горло и пропал голос или в ночь перед вылетом в командировку поднялась температура за 40.
Этот стресс уже не связан только со здоровьем, он касается уже карьеры и денег. Обидно из-за банального ОРВИ потерять и то и другое. Но не спеши впадать в истерику, даже если в голове уже построена логическая цепочка неудач: ты не смог вымолвить ни слова на переговорах, они провалились, контракт сорван, компания терпит убытки, начальство ищет виноватых, тебя увольняют, и ты заканчиваешь жизнь в приюте.
Не стесняйся, позвони начальству — у тебя ведь не настолько дрянная репутация, что тебе не поверят и сочтут симулянтом. Да, небывалый карьерный рост придется отложить на неделю, а пока прими лекарство и ложись спать. Вдруг утром голос снова прорежется.
Тактика
Главные враги стресса от болезни — те же, что и любого другого. Но некоторые нюансы все же существуют.
Смейся
Для психики юмор — самое мощное оружие защиты. Смеяться над своим недугом, а не лелеять его — высший пилотаж. Скорее всего, недуг долго не вынесет твоих насмешек и прицепится к кому-нибудь другому.
Злись
Тоже очень хорошее средство защиты — злость, точнее ярость благородная. Если она вскипит, как волна, перед ней никакая болезнь не устоит. Можно избить подушку, разодрать справочник фельдшера, соорудить куклу, написать на ней название болезни — и долго избивать.
Плачь
Не надо корчить из себя оловянного солдатика: если больно, мужчина имеет право плакать и даже вопить. Это, кстати, тоже помогает. Вместо жилетки можно использовать плюшевого зайца или желтую больничную подушку.
Трудись
В твоем случае это значит лечение. Ходи по врачам, исследуй все внутренности, уточни поставленный диагноз у других специалистов. Еще помогает неторопливая домашняя работа — вышивание крестиком, перебирание лекарств.
Двигайся
Не приковывай себя к постели (если, конечно, тебе не прописан постельный режим). Докажи сам себе, что до инвалидности тебе далеко.
Говори
Обсуждай с врачами или близкими все свои ощущения, в том числе страхи и тревоги. Врач может сказать в шутку: «Ваши дни сочтены». Но это тоже хорошо помогает.
Вспоминай
У каждого из нас историй о том, как дедушка жил с тяжелым раком до 80 лет, а дядя после трех инфарктов стал активистом группы здоровья, не меньше, чем разнообразных страшилок. Вспоминай их почаще.
Переживания Николая Фохта
Венерический трамвай
Следует признать — частично я ипохондрик. Чего я боюсь? Сейчас до сих пор боюсь заразиться любой венерической болезнью, а также попасть под трамвай. Просто травма после трамвая влечет за собой не примитивный летальный исход, а летальный исход в результате долгого лечения, череды искрометных процедур, многократного переливания крови — потому что из-за первого переливания мою кровь смешают с чужой и она станет непригодной для циркуляции.
Я это точно знаю. Поэтому страх перед трамваем — тоже ипохондрия.
До сих пор не могу понять, откуда эта культовая боязнь срамных болезней — с моей-то широтой взглядов. Но чуть что засвербит, или зачешется, или при визуальном осмотре обнаружится покраснение — я начинаю страдать.
Я реально не сплю, я воображаю всякие страсти — вот прихожу я к врачу на утро после анализов, а он мне: у вас, голубчик, гонорея. Или сифилис. Или СПИД. Я худею от таких воображаемых имиджей на 4-6 кг, я становлюсь ласковым с соседкой по лестничной площадке.
И сразу иду в пункт, где могут мне сказать, чем я действительно болен.
С наслаждением плачу $150, за то, чтобы услышать: ничего у вас не обнаружено. И хотя довольно пикантная врач-уролог многообещающе заглядывает мне в глаза и заявляет, что это не покраснение никакое, а фигня, что это «нам не грозит», я на нее не обращаю внимания. Окрыленный и совершенно здоровый, я звоню маме, спрашиваю, как дела. Потом отдаю долг соседке — в прямом смысле. Потом — в переносном. Кормлю рыб и поливаю цветы.
Два дня я очень хороший.
Потом опять начинаю сомневаться.
Совсем недавно нашел выход — почуяв неладное, я делаю вот что:
- Все равно иду к соседке.
- Сразу звоню урологине — организую прием, минуя врачебный кабинет, веду себя, короче, вызывающе.
Клин клином. Хотя есть ощущение, что при таком подходе скоро все мои опасения сбудутся, включая трамвай.
Источник
Адрес новости: http://pannochka/show/21433.html
Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua