03 дек, 03:20
За 14 лет украинцев стало меньше на 5 миллионов – результат такого дисбаланса. Чтобы остановить этот процесс, нужно бороться не только за продление продолжительности жизни, говорят демографы. Потому что количество пенсионеров на одного работающего у нас и так высокое. Одновременно нужно повышать уровень рождаемости. Что может побудить украинцев «размножаться»?
Александра Ревуцкая для UBR.UA
Юрию – 28 лет, Елене – 23. Они женаты 2,5 года. Полтора года назад аист им принес мальчика Илью. Тогда за рождение первого ребенка государство выплачивало 12 тысяч гривен, а не 8,5 тысяч, как в начале введения выплат в 2005-м. Но, конечно, не деньги побудили их стать родителями, говорят супруги. Хотя государственная поддержка очень помогла.
«Когда я была беременна, то о выплатах не помнила. Беременность — чувство, которое невозможно ни с чем сравнить. Было не до того. Когда оформляли Илью, тогда о 12 тысячах и вспомнила. Это было приятно и очень кстати. Мы купили детскую кроватку, коляску, одежду купили », – вспоминает Елена Жупанова, молодая мама.
Поднятие уровня выплаты все же побудили многих украинцев к продолжению рода, убежден министр по делам семьи молодежи и спорта Юрий Павленко: «За последние 5 лет рождаемость в Украине начала расти. К сожалению, несколько десятилетий рождаемость постоянно падала. Ежегодно. С 2006 года мы отмечаем до 10% роста рождаемости ».
Хотя в следующий год после их введения — это было почти не заметно. Причина: 2006-й — первый после високосного. А в такие годы суеверные украинцы избегают вступать в брак. Поэтому количество первенцев в следующий год – традиционно меньшее. Нынешний год, 2009-й, тоже поствисокосный. Но количество новорожденных не сократилось. Все дело в том, говорят демографы, что украинцы использовали кризис для рождения второго ребенка. За него дают 25 тысяч гривен. К тому же опыт и пеленки остались от первого.
«Ну, если есть проблемы на работе, если есть риск потери работы, вынужденного перехода на сокращенный рабочий день, то почему не родить сейчас второго ребенка. За него неплохие деньги платят. То есть год-два можно продержаться, а дальше кризис пойдет на спад. Я именно этим объясняю то, что у нас нет снижения рождаемости», – говорит Элла Либанова, директор института демографии и социальных исследований.
В целом выплаты действуют первые два-три года. Говорит главный демограф Украины. Это так называемая система «доза-эффект». После этого дозу, то есть размер выплат, надо поднимать. Как и сделали в Украине в 2008-м. Однако делать это бесконечно не получится, да и выплаты не являются панацеей. Женщины уже никогда не будут рожать столько детей, как раньше. И дело не только в эмансипации.
Раньше женщины рожали по 10 детей не исключельно из большой любви к ним. Хотя во время натурального хозяйства нужны были рабочие руки. Просто не было хорошей контрацепции, говорит социальный психолог Олег Покальчук: «Когда-то вообще у украинцев была такая поговорка, некорректная: «Дай Бог скот с приплодом, а детей с примором». А мы, видите ли, создали себе такой образ гоголевских персонажей наших предков, на самом деле наши люди очень прагматичны ».
Выплаты — это хорошо. Но государству не нужно особо вмешиваться в этот процесс, говорит психолог. В отличие от россиян, добавляют политологи. Там ведут активную борьбу за прирост населения. Выплаты при рождении повысили. И упорно борются с алкоголизмом. У соседей огромный дисбаланс между территорией и количеством населения.
«Это единственная страна, кроме Монголии, где существует такой огромный дисбаланс между территорией и населением: 144 миллионов населения на почти 18,5 миллионов километров квадратных. Для России существует демографическое давление со стороны средой Азии и Китая. Они сейчас активно пытаются освоить территорию наших северных соседей. Существуют такие подсчеты: России нужно увеличить население на 300 миллионов, или даже лучше полмиллиарда», – говорит политолог Дмитрий Выдрин.
Швеция в Европе достигла наивысших успехов в борьбе за повышение рождаемости: 1,9 ребенка на одну женщину. В Украине этот показатель — 1,2. Дело не только в высоких социальных стандартах у шведов. Потому что в других странах ЕС они тоже немалые. Мужчины там обязаны отсидеть часть декрета с ребенком. Демографы в этом видят причину увеличения рождаемости. Вроде бы, это побуждает мужчин по-другому смотреть на своих потомков, и стремиться увеличить их число.
«Мне очень нравится подход скандинавских стран, которые пытались привлечь как можно больше мужчин к воспитанию детей, с первых дней существования этого маленького существа. У нас есть право, а там есть обязанность. Поэтому у нас это эффекта не имеет», – говорит Элла Либанова, директор Института демографии и социальных исследований.
Юрий, отец Ильи, очень любит сына. Но говорит, что не уверен, что смог бы повторить подвиг скандинавских мужчин.
«Я бы, честно говоря, не сидел в декрете. Потому что я считаю, что у каждого есть собственные обязанности. Жена должна быть с ребенком. Мужчина – зарабатывать деньги. Знаю такой пример: один из знакомых попытался уйти в такой отпуск. Над ним так смеялись на работе, что он уволился с той работы », – говорит Юрий Жупанов, молодой отец.
Это и не удивительно, шведов готовили к этому морально долгих 30 лет. У нас еще есть немного времени. Чтобы не дать сбыться подсчетам экспертов. Они предрекают: если ничего не изменится – в 2050 году украинцев будет лишь 36 миллионов. Кстати, Юрий собирается родить как минимум троих детей.
http://ubr.ua/
Адрес новости: http://pannochka/show/39953.html
Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua