О свином гриппе и внутриклеточной диверсии

14 дек, 00:04

Гепатит, оспа, птичий грипп, ВИЧ, а теперь еще и пандемия свиного гриппа… Похоже вирусные инфекции являются своеобразным проклятием человечества, на которое нет никакой управы. В чем же дело? А все дело в самих вирусах, чрезвычайно особых формах жизни.

 

Хотя в последнее время для обозначения вируса свиного гриппа (А/H1N1) был принят термин «новый грипп», для удобства повествования будем использовать старое название.

 

Вообще, термин «вирус» впервые был применен к этим микроскопическим существам голландцем Бейеринком, который назвал возбудителя табачной мозаики «фильтрующимся вирусом» (от латинского слова virus - яд, вредоносное начало). Такое название ему, безусловно, подходит, так как трудно найти в природе создание, живущее только ради смерти других.

 

Признаки жизнедеятельности вирусы проявляют исключительно внутри клетки-жертвы. А весь процесс жизни заключается в том, что они наглым образом распоряжаются биохимическими ресурсами клетки по своему «вирусному хотению», а точнее для собственного воспроизведения. Такой паразитический способ существования характерен для всех вирусных форм жизни, в том числе и вируса свиного гриппа. Вирусолог Брайан Махи назвал такое явление «жизнью взаймы».

 

 

Совершенный паразит

 

Конечно, при таком способе существования природа не предъявляет к строению вирусов высоких требований, поэтому они устроены предельно просто. Вирусы представляют собой некий генетический материал покрытый белковой оболочкой, и все… Больше у них ничего нет: ни органов чувств, ни средств передвижения, ни каких-то других органелл. Иногда даже нет белковой оболочки, а просто некоторая последовательность генов, которая и является вирусом. Гены вируса могут быть представлены цепочкой ДНК, либо еще проще - РНК. Вирус свиного гриппа, как раз и имеет восемь цепочек РНК покрытых белковой оболочкой, на поверхности которой есть два белка. Это гемагглютинин (Н) и нейраминидаза (N). Их непрерывная изменчивость и обуславливает ускользание вируса свиного гриппа от действия иммунной системы.

 

Чтобы жить вирус должен встроить свой генетический материал в клетку-хозяина, а для этого ему надо попасть в организм. Например, слизистые оболочки глотки и верхних дыхательных путей – отлично подходят вирусам свиного гриппа для проникновения. Ведь, чтобы прорваться через толстый слой ороговевших клеток кожи, у вируса свиного гриппа нет никакого дополнительного «оборудования». Поэтому ему подходят только слизистые. А защитное действие слизи он успешно преодолевает благодаря своей нейраминидазной активности.

 

Попав в клетки цилиндрического эпителия слизистых, вирус свиного гриппа моментально устремляется к ядру, так как находится в цитоплазме долго опасно – его могут уничтожить. Да и чего тянуть, собственно. Попав в клеточное ядро, вирус встраивает свой генетический материал в хромосомы клетки. Спустя некоторое время, в ядре создается множество копий РНК вируса, а в цитоплазме специальные клеточные органеллы – рибосомы, «шьют» для него одежду (белковые оболочки). Истощив и погубив клетку, мириады новых вирусов покидают ее и просто безжизненно дрейфуют, пока «счастливый случай» не сведет их с новым гостеприимным хозяином. Но так как их чрезвычайно много, такие «счастливые случаи» возникают сплошь и рядом.

 

Это один из вариантов протекания вирусной инфекции, которому следуют многие вирусы. В случае с вирусом свиного гриппа, от попадания до проявления первых симптом иногда проходит всего несколько часов. Но есть вирусы, которые встроившись в геном клетки-хозяина, могут не проявлять себя годами. Так например, вирус иммунодефицита при СПИДе, затаившись в хромосомах, несколько лет не вызывает клинических проявлений заболевания.

 

Антигенные «уловки»

 

Разрушая клетки эпителия дыхательных путей и эндотелия сосудов, вирусы свиного гриппа могут попасть в кровь и циркулировать по организму. Однако в крови «патрулируют» специальные клетки-защитники, способные идентифицировать любого незнакомца. Так как генетический паспорт вируса свиного гриппа, конечно, отличается от собственных генов человека, он будет объявлен иммунными клетками чужеродным агентом.

 

Если это происходит впервые, то иммунитету потребуется время для синтеза антител (защитных факторов) к этому вирусу. Но выработав их один раз, антитела пребывают в крови и при последующем проникновении вируса, он будет сразу распознан и мгновенно уничтожен. Поэтому в случаях с краснухой, «ветрянкой», «свинкой» – повторное заболевание редкая случайность, но у вируса свиного гриппа есть свои «уловки» - частая смена белков оболочки (антигенов).

 

При мутации одного из двух видов антигенов гемагглютинина (Н) или нейраминидазы (N), существующие в крови человека антитела, уже не могут уничтожить вирус свиного гриппа. Это и означает, что у человека нет иммунитета к этому вирусу, поэтому он заболевает. Весь род вирусов гриппа является чемпионом по таким мутациям и ускользанию от иммунной защиты. Достаточно вспомнить прошлые пандемии: «испанка» 1918 (H0N1), «сингапур» 1957  (H2N2), «гонконг» 1968 (H3N2). 

 

Но не обязательно даже модифицировать белки вируса, иногда достаточно просто изменить их расположение. Вирус свиного гриппа (H1N1) давно знаком нашему иммунитету, однако незначительное изменение его генетического материала может легко сбить иммунитет с толку и снова вызвать инфекцию.  Поэтому эпидемии гриппа возникают через определенное время и собирают свою дань с человечества.

 

 

 

 

 

 

 

Свиной грипп, или когда клюнет жареный петух?

 

 

 

Свиной грипп, как ранее до него и птичий грипп, благодаря стараниям журналистов, неоднократно вызывал панику, поднимал рейтинги и повышал спрос на антивирусные препараты и марлевые повязки. 

 

Конечно, новая неизвестная угроза всегда кажется опаснее, чем старая и известная. Между тем от «простого» гриппа погибло несравнимо больше людей, но, как говорят горцы, «знакомый дьявол лучше незнакомого человека».

 

Гриппом, хоть один раз, но болели практически все. Потому-то к нему немного пренебрежительное отношение. И тем опаснее кажется его животная разновидность, хотя задолго до появления свиного гриппа самая известная пандемия в 1918-1920 гг. истребила более 25 млн. человек по всему миру. Это произошло до официального открытия  вируса гриппа в 1933 г., так что в 18-м году его назвали «испанкой». И им переболело более миллиарда человек. Но вернёмся к свиному гриппу и посмотрим, чем он отличается от обычного сезонного.

Итак, грипп, будь он свиной или птичий, вызван вирусом гриппа. Напомним, что вирус – особая форма жизни, чью генетическую информацию может нести ДНК (как у вирусов герпеса) либо РНК (вирусы гриппа). РНК или ДНК вируса покрыты защитной белковой оболочкой. Нас в этой статье интересуют два белка, входящих в белковую оболочку вируса гриппа, называемых антигенами: гемагглютинин (H) и нейраминидаза (N). Дело в том, что РНК (как и ДНК) вируса стабильна, а вот белковая оболочка, а именно эти два антигена, способны мутировать. И именно эта мутационная  способность не позволяет иммунной системе человека уничтожить вирус, как только он появляется в организме. Система просто не успевает выработать иммунитет к постоянно изменяющемуся возбудителю болезни.

 

Как произошла мутация, создавшая свиной грипп? Вирус, вызвавший пандемию 1933 года, назвали Н0N1 (по предполагаемой структуре его белковой оболочки - гемагглютинин H0, нейраминидаза N1). Правда, потом выяснилось, что назвали ошибочно, на самом деле это был H1N1, появившийся снова в 1947 году. Азиатский грипп 1957 года был уже H2N2, а в 1968 году - H3N2. А потом к этой вирусной эволюции подключились животные.

 

В самом деле, ещё в начале ХХ века учёные определили, что эпидемии гриппа среди людей часто сопровождают схожие эпидемии у животных и птиц. Известный птичий грипп был H5N1. Он, в отличие от предыдущих животных вирусов, уже мутировал настолько, что мог передаваться и человеку. Причём смертность от него среди людей была 50%. К счастью ,от человека к человеку он не передавался. Потом птичий грипп мутировал и стал менее опасен для людей. А потом, в результате нескольких совпадений, возник свиной грипп.

 

Сначала появился «обычный» вирус H1N1, в котором была заложена память о птичьем H5N1 (встречаясь в одном носителе, вирусы имеют обыкновение обмениваться информацией). Потом этот вирус попал в организм свиньи, которая уже и так болела человеческим гриппом H1N1. Между вирусами произошёл информационный обмен и родился новый субтип H1N1, который сразу окрестили свиным гриппом. Правда против этого активно возражали торговые корпорации, у которых снизилась прибыль от продажи свиного мяса, так что свиной грипп стали называть более корректно с экономической точки зрения - H1N1. Но это тоже не совсем правильно, ибо из названия не ясно, чем он отличается от нашего старого знакомого, описываемого такой же белковой формулой.

 

С другой стороны, свиньи-то этим свиным гриппом как раз и не болеют, их подтип H1N1 похож, но не идентичен новому гриппу, распространяющемуся среди людей. Но одно название «свиной грипп», вкупе со статистикой заболевания, автоматически повышало рейтинги газет и новостей, что стимулировало панику и продажи сопутствующие эпидемиям аптечных товаров, так что всё не случайно.

 

Конечно, хорошо, когда население имеет свободный доступ к информации, но то, как эту информацию могут воспринять в районах с повышенной опасностью заражения, само по себе могло повышать эту опасность. Давно известно, что страх, стресс и беспокойство отрицательно влияют на иммунную систему человека. А если добавить, что к новому свиному гриппу эта система не успела выработать иммунитет… Для взрослого, здорового человека, свиной грипп скорее всего будет протекать как обычный, но для ослабленных в иммунном отношении людей, опасность может быть серьёзной. В группу риска входят пожилые люди, дети, люди с хроническими заболеваниями, ослабленные частым употреблением алкоголя и табака, плохим питанием и неспортивным образом жизни… практически всё население России. Добавьте к этому беспокойство, раздуваемое стремящихся к рейтингам СМИ.

 

Однако не будем повторять общую ошибку и закончим обзор темы свиного гриппа на более позитивной информации. «Позитивной», тут не в смысле которое вкладывают в него американцы с их психологией позитивного мышления – оно, конечно, может помочь легче перенести заболевание, но вряд ли может уничтожить вирус.

 

Но уж если панические  мысли могут ослабить иммунную защиту, мы можем сделать допущение, что другие - позитивные -  вполне могут её усилить. Например, люди, занимающиеся китайской практикой духовного и физического самосовершенствования Фалуньгун (называемого так же китайской йогой), собрали информацию о множестве случаев, в которых люди выздоравливали от куда более неприятных заболеваний (например онкологических и т.п.), стоило им полностью перестроить своё мышление.

 

Обретя более спокойное и гармоничное мировоззрение и избавившись от всевозможных страхов, в том числе и страха болезни и даже смерти, они или совсем прекращали болеть, либо болезни протекали в лёгкой форме, без каких-либо последствий. Правда, практики Фалуньгун, кроме изменения стиля мышления ещё и физическим самосовершенствованием занимаются (Фалуньгун включает в себя пять комплексов оздоровительных медитативных упражнений), а в России обычно, пока жареный петух не клюнет,… о здоровье особо не вспоминают.

 

 

 

 

 

http://www.epochtimes.ru

 


Адрес новости: http://pannochka/show/40358.html



Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua