Мальчик с девочкой дружил

02 сен, 06:05

Лет 20–30 назад, когда 16–18-летняя молодежь тщательно скрывала добрачные сексуальные связи даже от ближайших друзей, а «секса в нашей стране не было», родителям жилось спокойнее. Сегодня никто отношения полов не идеализирует, даже наоборот, говорят о падении нравов, о том, что молодежь рано взрослеет и вступает в сексуальные отношения. Поэтому родители испытывают просто панический страх перед СПИДом, гепатитами, венерическими заболеваниями и, естественно, хотят предупредить и уберечь своих детей. Но как определить, когда рано, а когда поздно ребенок должен узнать все о взаимоотношениях полов и способах предохранения от инфекций? С одной стороны, родителям вроде бы и торопиться не хочется, с другой – они боятся опоздать и попасть впросак, как в известном анекдоте:

– Сынок, нам пора поговорить о сексе.
– Ладно, папа, спрашивай.

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Павел КРОТИН, главврач Центра репродуктивного здоровья подростков «Ювента».

Дамский роман вместо «Камасутры»

Cовременная молодежь, да и люди старшего поколения не обладают достаточными знаниями о физиологии полового созревания. Хотя сейчас на эту тему очень много доступной литературы, спросом пользуется «желтая» пресса или дамские романы – один из источников мифов, распространяющихся в подростковой среде. Специалистам служб «Телефон доверия» приходится объяснять самые элементарные вещи, отвечая на вопросы юных пациентов.Например, 17- летняя девочка любит молодого человека двадцати трех лет и собирается выйти за него замуж. Она искренне готова «жить с ним до старости и умереть в один день». Но в женском романе прочитала, что какая-то графиня получает оргазм после 16-го акта, а ее подруга может «улететь» после 12-го. Сама же юная читательница дамских романов удовольствия от сексуальных отношений не получает, поскольку у ее будущего мужа больше трех раз не получается. Значит, в 23 года он уже практически импотент, «а что будет через 10 лет, когда он состарится»?

Впрочем, в основном дамские романы безобидны, они лишь усиливают свойственное девочкам-подросткам и девушкам стремление к романтизации отношений. Они ищут эмоциональное тепло, и если юноша или тем более зрелый мужчина может его дать, то для них это более важно, чем секс. У девочек редко возникает сексуальное желание и тем более оргазм (это основные жалобы при обращении к подростковому сексопатологу). Но ради «рыцаря», которому это нужно, они готовы «идти до конца», надеясь, что у них сложится гармоничный союз. Конечно, большинство девочек смотрят на половую жизнь сквозь розовые очки. Но тут ничего не поделаешь, они предпочитают учиться исключительно на своих ошибках.

 

Недоросль или мачо?

Для мальчишек главная проблема – это размер полового члена. Начитаются всяких глупостей о 15- и 28-сантиметровых и закатывают истерики по телефону: «Что же делать и как вообще жить-то с таким?» (Кстати, анонимный опрос гинекологов, проведенный специалистами центра «Ювента», показал, что даже они не знают о том, что нормальный размер полового члена – 5–9 сантиметров). В сексуальных отношениях юноши даже более ранимы и уязвимы, чем девушки. В ожидании первого опыта они опасаются, что у них ничего не получится, что они не такие, как все. Поэтому им хочется побыстрее доказать себе, что все в порядке, и пройти этот неизвестный рубеж.

Дети очень по-разному сегодня информированы: головы одних забиты до отказа бессистемной и чаще всего неправильной информацией, другие, опекаемые и контролируемые родителями, покупают контрацептивы, когда собираются поцеловаться.

 

Поговорим «про это»

Определить, когда родители должны начать разговор «про это», вряд ли возможно. Так называемое половое воспитание должно начаться не в тот момент, когда мама решила «пора», а когда ребенок задаст свой первый вопрос «Откуда я взялся?» или «Почему мальчики отличаются от девочек?». Родители должны просто отвечать, причем как можно доступнее, в зависимости от возраста ребенка, не вдаваясь в подробности и наукоемкие термины, если малышу всего 5 лет. В каждом возрасте – разные вопросы и ответы. Если 5-летнему достаточно узнать, что он родился из семечка, которое выросло в животе у мамы, то 12-летнему это событие стоит объяснить на более серьезном уровне. Главное, чтобы у ребенка была возможность их задать, а у родителей – ответить. Желательно, чтобы в семье сложились доверительные отношения, и тогда, став подростком, сын или дочь не постесняются поинтересоваться у родителей, что с ними происходит в период полового созревания. А если мама, случайно обнаружив, что ребенок увидел секс по телевизору, говорит «выключи, какая гадость», вряд ли он задаст вопрос «про это», хоть и знает, что «такой гадостью» половина класса занимается. Но даже если и не «такой», то ровесники расскажут что-то и покруче – в подростковой среде много мифов на эту тему. Именно в такой момент мама помогла бы их развеять, но... упустила не только этот момент, но и вообще отбила всяческое желание подростка поговорить о том, что его действительно беспокоит.

К сожалению, проблема полового воспитания заключается еще и в том, что далеко не все могут толково рассказать детям об их физиологических особенностях, о тех изменениях, которые происходят в организме подростка, для чего так задумала природа и что будет, когда он повзрослеет. Одни просто стесняются говорить на эту тему, другие сами ничего об этом не знают. Кроме того, часто родители понимают, что не могут быть авторитетами, отвечая на вопросы своих 14–15-летних детей, чей уровень знаний в этой области иногда уже выше их собственного; надеются, что пробелы компенсирует школа. Беда в том, что и учителя с трудом говорят на эти темы. Они тоже боятся показаться ученикам некомпетентными. Педагогам часто предъявляют претензии: детям еще не интересно, а вы им навязываете информацию. Поэтому учителя перестраховываются и начинают преподавать физиологию и гигиену в 9–10_м классах, когда, что такое менструация, девочки уже знают, а преподавательница успела забыть. А уж о собственно сексуальных отношениях на уроках речи вообще не идет.

 

До свадьбы живем

Конечно, хотелось бы, чтоб первый опыт сексуальных отношений у человека появлялся, когда он готов к этому не только физиологически, но и психологически. Но анонимные опросы школьниц города показывают, что сексуальный опыт в возрасте до 15 лет имеют 15 процентов девочек, от 16 до 18 лет – 58 процентов. Сорок процентов петербургских юношей в возрасте от 13 до 19 лет вступили в половую близость, потому что считали, что все занимаются этим и именно это делает юношу мужчиной.

Призыв к воздержанию «до свадьбы» молодежь не воспринимает. Он был уместен еще лет 15–20 назад, при среднем возрасте вступления в брак 18–20 лет. У нас, как и во всем мире, появляется новая тенденция: брак воспринимается молодыми людьми как очень ответственное решение, и они намереваются создавать семью, имея материальную базу, а в юности, как правило, создать ее сложно. Физиология женского организма позволяет долго воздерживаться от сексуальных отношений – сексуальное либидо у девочек появляется гораздо позже, чем у мальчиков, иногда и через 3–4 года от начала полового созревания, и его очень легко заменить повышенной нагрузкой – работой, учебой. Мальчишкам заменить сложнее: они и в подростковом возрасте, и в молодости по природе гиперсексуальны, и воздержание для них с трудом приемлемо. Поэтому проблемы у девочки возникают после того, как мальчик заявит, что «уже пора», а она, в свою очередь, еще не чувствует этой потребности, но, с другой стороны, не хочется терять молодого человека.

Если по отношению к первому любимому чувства уходят, она влюбляется снова, причем тоже совершенно искренне. Мальчики также могут достаточно долго находиться в поиске своей единственной. Этот естественный поиск нельзя назвать распущенностью.

Если в семье доверительные отношения, то о своих проблемах ребенок прежде всего поведает маме или папе. Девочка может спросить у мамы: «Мальчик хочет сексуальной близости, а я к этому не готова. Как бы мне ему это объяснить так, чтобы понял и не обиделся?» Это идеальный вариант, и такое происходит нечасто. Но в любом случае ребенка изначально надо обучать умению сказать «нет». Это касается не только сексуальных взаимоотношений, но и наркотиков, курения, алкоголя, которые неизбежно появляются в подростковых или молодежных компаниях.

 

Выйдешь замуж, все пройдет

К раннему началу половой жизни девочек-девушек нередко подталкивают... врачи. Болезненные месячные, вегетососудистую дистонию с головокружением и слабостью они объясняют отсутствием половой жизни. Мол, начнешь «жить» – нормализуется гормональный фон, и все органы начнут работать как часы. Такие заявления – не более чем некомпетентность. Никакой половой жизнью нельзя достичь гормональной перестройки, она может быть только способом снятия напряженной стрессовой ситуации, изгонит временно тоску, ощущение одиночества, которые свойственны 16–18-летним. Больше того, ранние сексуальные отношения приводят к нежелательной беременности. А аборт – это причина серьезных нарушений гормонального фона организма.

Что касается мальчиков, то они кажутся родителям беспроблемными в плане репродуктивного здоровья. А если и обнаруживается серьезная патология (варикоцеле или фимоз, например) и требуется операция, некоторые мамы отвечают: «Мы медкомиссию подождем, может, не призовут на службу». Самое обидное, что призовут, а вот репродуктивное здоровье парня окажется под большим вопросом, через 3–4 года он может стать бесплодным. В этом возрасте мальчиков, как правило, мало заботит способность иметь детей, так что это как раз тот случай, когда все зависит от родителей.

Большую опасность представляет распространенное в подростковой и молодежной среде несерьезное отношение к венерическим заболеваниям, мол, гонорея не страшнее насморка, один укол – и все пройдет. И в каждом 10«Б» есть Вася, который достанет нужное лекарство, еще и сам вколет. В итоге у 17_летних юношей появились хронические формы простатита – болезни, которой обычно подвержены мужчины в зрелом возрасте. Развиваются осложнения, вплоть до снижения сексуальной функции. При заражении сифилисом клиническая картина из-за использования антибиотиков не видна, и его лечение начинается с большим опозданием – подросток до обнаружения заболевания является источником инфекции. Да и последствия болезни уже намного серьезнее, чем были бы при обращении к врачу при первых признаках заболевания. Для девочек гонорея никогда не проходит бесследно, впрочем, как любое другое венерическое заболевание. Так что надо помнить, что самолечение очень опасно. А за специализированной медицинской помощью лучше обращаться в молодежные консультации по месту жительства – они есть уже почти во всех районах города – или в любое медицинское учреждение, в котором есть специалисты, обученные общаться и работать именно с подростками и молодежью.

 

«Испорченный телефон»

Печально, но часто именно взрослые – учителя и родители – становятся источниками «вредной» информации. Люди старшего поколения, к сожалению, не всегда могут спокойно объяснить, как следует пользоваться презервативом и почему без него нельзя заниматься сексом. Во времена их молодости слово «кондом» было ругательным. Медикаментозные средства контрацепции они, располагая древней информацией, считают вредными для здоровья. Отсюда – большое число абортов среди девочек. Правда, все-таки в этой части у нас есть достижения – число абортов сокращается; если в 1997 году в «Ювенте» было сделано около 2 тысяч абортов несовершеннолетним, то теперь уже – вдвое меньше. Хочется надеяться, что не последнюю роль сыграла пропаганда безопасного секса – современная молодежь не стесняется слова «презерватив».

Подросткам очень нужна полная информация обо всех средствах контрацепции и советы специалистов по их индивидуальному подбору. Особенно если речь идет о противозачаточных таблетках – подросткам их может назначить только врач, советы подруги или одноклассницы, которой понравился модный препарат, не должны иметь значения. Таблетки назначаются девушкам, у которых уже установился менструальный цикл и которые ведут регулярную половую жизнь с постоянным партнером. Не стоит принимать таблетки тем, кто не дорос до 150 см и весит 42–43 кг. Вообще, для подростковой контрацепции, когда речь не идет о регулярных половых отношениях, лучше всего подходят презервативы. Секс в молодости непредсказуем и импульсивен, а презерватив всегда можно иметь с собой в кармане или в сумочке. Недаром специалисты называют его молодежным контрацептивом номер один – он доступен по цене, покупается без разрешения родителей и рецепта врача, его приобретение и использование легко скрыть от взрослых.

Советы родителей избежать беременности, практикуя прерванный половой акт, на самом деле очень вредны. С одной стороны, беременность в этих случаях все равно наступает в 50 процентах случаев, во-вторых, возникает напряжение, а вслед за ним и психологические проблемы у молодого человека. Спринцевание, которое советует мама, вообще не является способом контрацепции.

Мир современных подростков загадочен и взрослым часто непонятен. Но это вовсе не значит, что лучше самоустраниться от него. «Страусиная» политика родителей может привести к серьезным последствиям. И хорошо, если ее результатом станет всего лишь тот факт, что ребенок сделает своих родителей молодыми бабушкой и дедушкой. Главное, чтобы при этом и дочь (сын), и внук оставались здоровыми.

 

Записала Ирина Багликова

www.kzfspb.ru


Адрес новости: http://pannochka/show/5427.html



Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua