19 мар, 16:28
В любви к медицинским сериалам может быть только один большой минус — желание поставить самому себе диагноз по телевизору. Все остальное — плюсы. Истории из жизни приемного отделения‚ команды диагностов или молодых интернов способны снизить тревогу‚ дать возможность понять‚ что врачи тоже люди‚ и задуматься о том‚ что такое жизнь и смерть.
Первые многосерийные фильмы о врачах были в основном познавательными. В 1950-е годы в США выходил сериал «Медик», главный герой которого доктор Конрад Стайнер в конце каждой истории рассказывал, как лечат ту или иную болезнь и как себя вести, чтобы сохранить здоровье на долгие годы. Но эти поучительные вставки под лозунгом «Врач разъясняет, предостерегает, рекомендует» особого успеха у зрителей не имели. Однако на ошибках учатся, и проект дал начало принципу, обеспечившему популярность всех последующих медицинских сериалов: рассказы о болезнях и лечении не должны занимать больше времени, чем личные отношения и переживания профессионалов.
Любовь и прочие неприятности
Конечно, у многих нынешних телепроектов есть профессиональные медицинские консультанты, и фанаты, например «Доктора Хауса», обладающие соответствующими знаниями, иногда могут вполне серьезно анализировать серии. Но большинству зрителей симптомы часто упоминаемых там амилоидоза, саркоидоза и волчанки, к счастью, ничего не говорят, а заботит их в основном, начнется ли у смазливого блондина Чейза роман с бисексуальной красоткой Тринадцать и будут ли когда-нибудь счастливы вместе вечные оппоненты — мрачный завотделением Грегори Хаус и одинокая главврач Лиза Кадди. А количество серий знаменитой американской «Центральной больницы», где пациенты и их проблемы всегда были лишь фоном для романов и ссор между врачами, приблизилось к 12 000 — куда там «Санта-Барбаре»! Такой содержательный перекос напоминает об анекдоте, в котором врач во время операции удивляется, что сердце у пациента выглядит не так, как на валентинке. Но одними болезнями внимание зрителей удержать невозможно, а вот страдания любовные эту задачу решают блестяще, да и подчеркивают, что под белым халатом скрывается такая же чувствительная душа.
Звучит тревожная музыка…
Больница — место, невольно вызывающее стресс: белые стены, пахнет лекарствами, и хочется поскорее выбраться оттуда, даже если забрел ненадолго. Там можно услышать фразу «Мы не боги», а бодро шагая с пакетом апельсинов для прихворнувшего приятеля, увидеть на соседнем корпусе табличку «Морг». В хороших медицинских сериалах возбуждение и страх сбалансированы, и бог любви Эрос всегда действует на равных с богом смерти Танатосом. Поэтому зритель, задержав дыхание в сцене экстренной реанимации, особенно счастливо выдыхает во время поцелуя героев в наполненной халатами кладовой.
Криком «Мы его теряем!» сейчас уже никого не напугать. Это стало общим местом, над которым принято посмеиваться, как и над фразой психологов «Хотите поговорить об этом?» Сериалы о психологах обладают своей спецификой, достойной отдельного рассмотрения, и все же за подшучиванием над этими выражениями стоит общее переживание. Это желание защититься, смягчить тревогу о том, что кто-то заглянет тебе внутрь в прямом или в переносном смысле и отыщет там что-то, чего ты сама о себе не знала или не хотела бы знать. Страх перед психологами более потаенный и сложно объяснимый, а с врачами он выражается жестко и прямо: «Доктор, у меня это?..» Такие волнения, как и любовная тематика, тоже обеспечивают большие рейтинги медицинским ситкомам (от англ. situational comedy — комедия положений). Все больше людей с готовностью ужасаются, вместе с героем-пациентом слыша смертельный приговор-диагноз, чтобы потом с облегчением посмеяться заодно с ним в счастливом финале и услышать с экрана: «Сто лет еще проживете, уважаемый, никогда не умрете!»
Чем более ужасной, таинственной или необычной казалась угроза, тем сильнее эффект освобождения. И дело не столько в радости зрителя по поводу своего здоровья и благополучия по сравнению со страдающими на экране, сколько в удовольствии от остроты чувств и их перепада. Только что все думали, что пациент умрет, а все обошлось, и вот уже все счастливы и радостно строят планы на будущее. Витальная энергия нуждается в пугающем зачине — тем ярче одержанная победа.
Смягчение нравов
Сериалы о врачах щекочут нервы и еще по одной причине: среди зрителей, особенно российских, помимо вполне довольных лечением пациентов хватает и тех, кто пока не привык доверять отечественной медицине. Кроме того, к сожалению, русские люди не очень любят ходить к врачу, предпочитая консультироваться с друзьями или искать свои симптомы в Интернете. Некоторые медицинские сериалы предоставляют для этого массу возможностей. К примеру, во время просмотра того же «Доктора Хауса» можно узнать, что при гепатите больные сильно потеют, а красный цвет мочи — признак патологии почек. Иного любителя сериалов реальному врачу может быть трудно убедить в том, что симптомы опасно толковать однозначным образом, как и ставить себе диагноз со слов соседа, у которого «то же самое было».
Чем меньше авторы сценария задумываются о моральной ответственности перед зрителями, тем меньше они щадят наши нервы и тем больше злоупотребляют различными шокирующими кадрами травм и поражений. Даже вполне эмоционально уравновешенный человек может быть задет, а ведь есть и ипохондрики, то есть люди, уделяющие своему самочувствию излишнее, повышенное внимание. Стоит в очередной серии пойти речи о каком-либо заболевании, они несутся в поликлинику, гадая, сколько им осталось жить.
Скажи мне, кудесник
Загадка человеческого тела — еще один фактор, привлекающий внимание к медицинским сериалам. Неслучайно среди героев-врачей такое количество диагностов. Их искусство сродни работе детектива, который по уликам вычисляет злодея, или ремеслу прорицателя, который видит вас насквозь. Облаченный в белые одежды врач словно обладает сверхспособностями и противостоит всевозможной нечисти, творящей злодеяния в организме.
И все же в хороших историях доктор не всегда побеждает болезнь, иначе мы не смогли бы сопереживать происходящему. Медицинские сериалы пусть по-своему, но отражают реальную жизнь, которая может быть не такой уж увлекательной и позитивной, как вымысел, и когда-нибудь кончается совсем, а не до следующего сезона. По профилактическому эффекту — и медицинскому, и психологическому — они могут быть сильнее прямых призывов к занятиям спортом и угрожающих надписей на пачках сигарет.
Инф.kiz.ru
Адрес новости: http://pannochka/show/55349.html
Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua