18 май, 11:20
Напомним, что генетически модифицированные организмы (их еще называют трансгенами) – это организмы, в которые "вживляются" гены другого организма. Например, в растение – гены насекомых или морских животных. В результате такое растение приобретает новые качества, к примеру, не болеет, не боится вредителей или растений-сорняков. Это очень выгодно для производителя.
Дискуссия: есть или не есть картошку, от которой у колорадского жука парализует ротовой аппарат, продолжается в Украине уже с десяток лет. Но пока ни один ученый мира за 20-летнюю историю производства ГМО не смог однозначно ответить, несут ли трансгены опасность здоровью человека. Как не смогли доказать и обратное – полную безопасность генетически модифицированных картофеля, сои, кукурузы, свеклы, помидоров, пшеницы, рапса, риса. Все "за" и "против" сегодня существуют на уровне предположений и гипотез. Многие люди (и не без оснований) усматривают в этом противостоянии сугубо финансовую подоплеку: одни зарабатывают на выращивании и продвижении ГМ-культур, другие – на борьбе с ними.
Покупатель имеет право знать
В Украине нет законодательной базы в отношении ГМО, как это принято в Молдове, Беларуси, России, Таджикистане, не говоря уже о европейских странах. И, тем не менее, Укрметртестстандарт взял на себя смелость контролировать присутствие и количество в продуктах питания трансгенных организмов. Для этой цели там приобрели импортную лабораторию стоимостью полмиллиона гривен и тут же использовали ее в "бою".
В супермаркетах Киева работниками Укрметртестстандарта были закуплены продукты 42 наименований – колбаса, пельмени и прочее. После исследований в лаборатории установлено, что в 50% из них содержатся ГМО. При этом на этикетках их присутствие не значилось. То есть потребителю не было сообщено, что именно он ест, и тем самым проигнорированы его права. Но что это: намеренный обман или недопонимание опасности?
"Используя в производстве продуктов питания ГМО, многие производители даже не знают, что соя или крахмал, которые они по рецептуре кладут в печенье или мясные изделия, являются модифицированными", – оправдывали производителей даже сами работники Укрметртестстандарта. Между тем проект украинского закона "О государственной системе биобезопасности..." припадает пылью в ВР не один год. И, видно по всему, теперь его час настанет нескоро.
Что же так продолжает настораживать в трансгенах? Несмотря на то, что влияние на человека ГМО до конца не изучено, ряд ученых полагает, что трансгены в немалой степени виновны в усилении аллергических реакций, в нарушении обмена веществ и выработке невосприимчивости к антибиотикам.
Ну что ж, обвинение более чем серьезное.
Продукты с ГМО проходят транзитом
Не все в Киеве против трансгенов. В Институте сахарной свеклы УААН, не сбавляя темпов, создают новые гибриды ГМ-культур. В Институте клеточной биологии и генетической инженерии НАНУ не только создаются трансгенные растения, но и разрабатываются новые методы трансформации – в хлоропласты (в отличие от более распространенной технологии – трансформации ДНК одного организма в клеточное ядро другого; ей обязаны своим появлением все известные в мире ГМ-культуры). Но неужели научный интерес взял верх над здравым смыслом и притупил чувство опасности?
"Здоровье..." попросило о встрече и. о. директора Института клеточной биологии и генетической инженерии академика НАНУ Ярослава Блюма.
– Есть такой генетически модифицированный сорт – Золотой рис. Он продуцирует провитамин А, – начал с примера Ярослав Борисович. – Чтобы восполнять его норму в организме, человеку не нужно глотать таблетки, а достаточно просто есть рис. Это плохо? Таким же образом можно восполнить недостаток фолиевой кислоты, йода и других веществ.
Сегодня под трансгенные культуры отведено уже 110 млн га пахотных земель мира. Кто может утверждать, что лидеры выращивания ГМ-культур США, Канада, Аргентина, Бразилия и позже примкнувшие к ним Китай, Индия, Испания, Франция меньше дорожат здоровьем своих граждан, чем Украина?
Вместе с тем в этих странах существуют жесткие требования допуска таких продуктов на потребительский рынок, растения и продукты обязательно сертифицируются. По критериям безопасности пищевых продуктов (токсичность, канцерогенность, аллергенность и т.п.), принятым в этих странах, ГМО не опасны. Ведь аллергия может быть и на овсяную кашу, молоко, морепродукты. Это же не значит, что их нужно запретить? Я хочу сказать только одно: те ГМ-продукты, которые поступают на рынок, проходят систему проверки и попадают на рынок сертифицированной продукции. Разговоры об уродствах в третьем поколении и неожиданной реакции на трансгены со стороны чернобыльских детей – не более, чем общественные страхи.
– То есть трансгены не способны входить в контакт с генной системой человека?
– Организм, переваривая пищу (и с ГМО, и без), расщепляет входящие в нее белки, жиры, углеводы и даже ДНК. Но никакого воздействия на генную систему человека при этом не происходит. Куда большую опасность для здоровья представляют продукты, напичканные всевозможной химией. Я имею в виду многие пищевые добавки с кодом "Е", консерванты и те соединения, которые задерживаются в растениях при их обработке гербицидами и пестицидами. Но согласен, потребитель должен иметь право выбора, сам решить, есть ему продукты с ГМО или без них. По этой причине на упаковках должна быть маркировка. Но лично у меня трансгены страха не вызывают.
КСТАТИ
Исследования в области генетической инженерии в Украине начались еще в 70-е годы в лаборатории, на базе которой позже был создан Институт клеточной биологии и генетической инженерии. В 1984 году в Киеве совместно с российскими коллегами были созданы первые в бывшем СССР трансгенные растения – сорта гороха, сахарной свеклы, картофеля, устойчивого к вирусным заболеваниям, злаковых культур. Вскоре грянула перестройка, за ней другие исторические события. В силу отсутствия поддержки научных учреждений со стороны государства и оттока ученых за рубеж работы в этом направлении застопорились.
Сейчас в институте ведутся работы не только над сортами растений, но и над получением из растений фармацевтических белков, лекарства из которых будут иметь меньше побочных эффектов. При этом у киевских ученых сохраняется шанс быть в этом направлении одними из первых.
СПРАВОЧНАЯ "ГАЗЕТЫ..."
Первые разрешенные для выращивания и продажи генетически модифицированные помидоры появились в США в 1994 году, а в 1995-м в коммерческую практику была введена трансгенная соя. Получение растений с желаемыми признаками (устойчивость к сорнякам, болезням и вредителям) послужило мощным толчком для развития современной биотехнологии. Так в Болгарии несколько лет назад посевы кукурузы очень страдали от сорняка гумая. Избежать колоссальной потери урожая удалось после внедрения Bt-кукурузы. В Украине сорняки ежегодно уничтожают 37% урожая сахарной свеклы. Выращивание трансгенной свеклы обходится вполовину дешевле, и урожай сохраняется.
Еврокомиссия, поняв, что политика ограничений и запретов в отношении ГМО не принесла ожидаемых результатов, сняла запрет как на выращивание генетически модифицированных растений, так и на производство из них продуктов питания. Многие европейские страны продолжают активные испытания трансгенных сортов растений, а Болгария и Румыния сейчас являются лидерами в регистрации ГМ-культур для выращивания и потребления. В Украине ведется испытание трансгенных сортов сахарной свеклы, рапса, кукурузы и других культур.
www.pk.kiev.ua
Адрес новости: http://pannochka/show/6276.html
Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua