31 янв, 08:14
Были времена, когда Одессу наградили статусом третьего города империи после Петербурга и Москвы, даже Киеву присвоив четвёртое, тоже приличное место. Но в одном Одесса была безоговорочно первой (и этого никто не оспаривал) — Одесса была главным поставщиком кофе для всей империи. А поскольку кофе был напитком избранных, то нести тяжкий крест избранности вынуждена была и Одесса.
Кофейные секреты
Кофе всегда был привередлив — рос только в экзотических странах. Вот одесситам и внушали: «Вы-то хоть не привередничайте — раз в ваш порт везут всякую экзотику, то кому как не вам встречать «челноков» и принимать у них мыслимые и немыслимые сорта кофе». Вот и везли жители экзотических стран в Одессу кофейные зёрна, а заодно и секреты их приготовления. Но не секрет, что торговля секретами так затягивает (шпионы это знают), что приезжие забывали уехать. Поэтому в Одессе множилось число кофеен, где подавали кофе по-турецки (у Каруты), по-гречески (у Амбразаки), по-абиссински (у Хрисолури) и даже, извините, по-варшавски (у мадам Мадзилевской).
Конечно, будь на то её воля, Одесса не разглашала бы, что завалена кофе, и сама спокойно его попивала. Но однажды сюда нагрянул Пушкин и всем рассказал, как обстоят дела на самом деле. С тех пор скрывать что-либо было уже бессмысленно, и кофием (так тогда говорили) пришлось делиться со всеми. Эх, Пушкин-Пушкин, кто тебя тянул за язык в одесских главах «Онегина» откровенничать, дескать,
Как мусульман в своём раю,
С восточной гущей кофе пью.
«Онегина» прочитали (тогда многие богатые люди ещё умели читать), и вся правда всплыла. А вдобавок по России поплыл слух, будто кофе является не только лечебным средством, но и стопроцентно гарантирующим сексуальность. Сразу нашлись подвижники, готовые, как Луи Пастер вакцину, проверить действие этого распаляющего средства на себе. Но не всегда их эксперименты давали стопроцентный результат, а надо было внимательнее читать Пушкина! Это ведь именно он и именно в Одессе открыл, что самый приятный вид кофе — «кофе в постель». Правда, этот рецепт требовал некой смены уклада жизни. Вот и пришлось Александру Сергеевичу в Одессе переключиться со всяких графинь и княгинь, очень непрофессионально подававших кофе в постель по утрам, на их служанок.
Памятник кофе
Слухи о подаваемом в Одессе кофе быстро распространились по России. И в Одессу устремились те, кто был не прочь узнать, что такое кофе по-одесски. Так в разное время к нам приезжали его страстные любители: Мицкевич, Жуковский, Гоголь, Чехов, Бунин, Куприн, Гумилёв и др. Так ведь здесь было и где отведать, и что испить. Дерибасовская и её окрестности были просто усеяны кофейными заведениями. Если когда-нибудь в Одессе надумают поставить памятник кофе, наподобие памятнику Екатерине, то в его основании должны стоять не четыре фигуры, а значительно больше: Келя, Отона, Пфейфера, Матео, Замбрини, Каруты, Дурьяна, Робина, Либмана, Фанкони, Дитмана и других Печеских, подававших в своих заведениях отменный кофе.
Лично мы зарезервировали бы там местечко и для простого казака Юрия Кульчицкого, человека, научившего Европу грамотно пить кофе. Дело в том, что сей славный казак был родом из наших мест. Воюя с турками, он попал к ним в плен. Бежать удалось в Вену, но и там зверствовали турки, причём, зверствовали изощрённо: сами пили какой-то тёмный напиток, приготовленный из зёрен, которые в большом количестве они завезли в мешках в столицу Австрии, но никого не угощали. И, главное, турки просто балдели от выпитого, а жители Вены просто шалели: что за тёмное восточное лакомство с таким аппетитом пьют турки? Высказывались предположения: это или сироп из сажи, но скорее отвар из турецких чёрных сапог.
Но вы помните, на ту пору в Вене оказался казак Кульчицкий, поживший в Турции. Языков он не знал и выражался только междометиями. Вот он и огласил первый панегирик кофе: «Это что-то с чем-то!». Австрийцам так захотелось попробовать кофе, что пришлось изгнать турок, отобрать у них мешки с зёрнами и по-честному поделить. Так Австрия обрела независимость, но, что ещё важнее, австрийцы обрели бесплатный кофе.
Но, попробовав напиток, австрийцы испытали горькое разочарование, точнее горький привкус во рту. И тогда Кульчицкий, хоть и был Юрий нашёл Соломоново решение: предложил отдать мешки с турецким кофе ему — уж он-то знал, что делать. По рецепту сечевых казаков он добавил в кофе мёд и молоко, и жители Вены от восхищения открыли рты, но только для того, чтобы влить в них божественный нектар, то есть кофе. С тех пор кофе по-казацки стал называться «кофе по-венски», и очень полюбился Европе.
Источник http://odessa-life.od.ua
Адрес новости: http://pannochka/show/79386.html
Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua