Провидцы и святые Киева, у которых был дар

31 янв, 00:39

 Киев испокон веков славился своими провидцами и святыми. По преданию некоторые лаврские монахи обладали, как сейчас бы сказали – «экстрасенсорными способностями». Так в летописях существует упоминание, что служащие навратными монахи не пускали на территорию Лавры людей со злыми и воровскими мыслями (И. Осипчук. Подземная церковь в Киеве открывает свои тайны // «Наша газета», 05.01.2006).


 Подобным даром славился преподобный Лонгин (XIII-XIV вв.), вратарь Печерский. Его молитвенное усердие и смиренное трудолюбие были вознаграждены Господом. Печерский привратник сподобился дара прозорливости. Людей, приходивших в Лавру с добрыми намерениями, ободрял, а злых нещадно обличал и приводил к покаянию. Погребен в Дальних пещерах.
       Особую славу снискал Григорий Чудотворец (†1093), принявший иноческий образ у самого Феодосия Печерского. С годами Григорий прославился в искусстве изгнания бесов. Святой имел обычай после всякого пения читать запретительные (защитные) молитвы. Однажды ночью к его келье прокрались воры. Лихие люди выжидали, когда старец выйдет на утреню в церковь, чтобы завладеть его скудным имуществом. Блаженный же ощутил их приход и обратился к Богу с молитвой: «Господи, подай сон рабам Твоим, которые потрудились напрасно, угождая врагу». И воры спали пять дней и пять ночей, пока не разбудил их Григорий при многих братиях, говоря: «Доколе будете стеречь вы напрасно, чтоб обокрасть меня? Идите в дома свои».

        В другой раз воры пробрались в монастырский садик и наполнили свои мешки овощами. Когда же подняли ношу на себя и хотели идти, не могли сдвинуться с места и стояли неподвижно под тяжестью ноши два дня и две ночи. Наконец, они стали вопить: «Отче святой Григорий, пусти нас, мы покаемся в нашем грехе и более не будем делать такой вещи».
        Одному лихому и лживому человеку Григорий Чудотворец предрек смерть через повешенье. В туже ночь пророчество сбылось – вор упал с яблони и был защемлен ветвью и, не имея помощи, задохнулся. Однажды монастырский сосуд был осквернен тем, что в него попало нечистое животное. Чтоб очистить его, Григорий спустился к Днепру почерпнуть воды. Там и встретил старец Ростислава Всеволодовича, идущего с братом Владимиром Мономахом в поход на половцев. Григорий предсказал Ростиславу смерть от воды. Князь разгневался и приказал связать старцу руки и ноги, повесить ему камень на шею и бросить в воду. На третий день братия обнаружила в келии тело Григория, связанного по рукам и ногам; одежда его была еще мокра, лицо светло и тело, как живое. Вскоре у Триполья князья вступили в битву с половцами и, не одолев их, бежали. Ростислав же со всем своим воинством утонул в Стугне (Житие преподобного отца нашего Григория чудотворца. – Официальный сайт Киево-Печерской Лавры).
        Славились пророчествами: Иеремия Прозорливый, затворник († 1070 г.), Матфей Прозорливый († около 1085 г.) – погребены в Ближних пещерах Печерской Лавры. Дар исцеления соединял с пророчествами Агафон Печерский (XIII-XIV вв.) – преподобный, чудотворец, погребен в Дальних пещерах.
        В XVIII в. в Китаеве прославилась великими подвигами прп. Досифея.  Родилась она в 1721 г. в семье рязанских дворян Тяпкиных. С 2 до 9 лет Дарья (мирское имя Преподобной) воспитывалась в Московском кремлевском Вознесенском мон. В 15 лет, опасаясь выдачи замуж Дарья тайно покинула родных. Взяв пример с прп. Евфросинии и Марины, спасавшихся под мужскими именами в мужских монастырях, Дарья купила крестьянскую одежду, остригла волосы и назвалась беглым крепостным Досифеем. Низкий голос, равномерная походка и исхудалое загорелое лицо не давали возможности узнать в Досифее девушку.
        Три года она трудилась в Троице-Сергиевой Лавре. Однажды в обитель приехали родные Дарьи и опознали беглянку, но она тут же скрылась и бежала в Киев, где на «Китай-горе», не желая пользоваться плодом чужого труда, выкопала для себя отдельную пещеру и поселилась в ней. Десятки лет сурового пустынножительства привлекли к Досифею внимание мира, полное благоговейного уважения. В 1744 г. Досифея посетила императрица Елизавета Петровна.
Известно, что после указа о запрете отшельничества (середина 1760-х гг.) прп. Досифей по решению духовного собора находился после под особым наблюдением и ему было запрещено беседовать с кем-либо наедине, очевидно, что поток людей, желавших его видеть и получить от него наставление, не иссякал (О. Крайняя. К биографии преподобного Досифея Китаевского (Киевского). – Православный портал «Единое Отечество»).
        Однажды, прп. Досифей попросил принести себе херувимского ладана. Положив его в келье, он раздавал этот ладан приходившим к нему людям, благословляя и наказывая хорошо покурить ладан в своем дворе, поскольку вскоре ожидается страшное несчастье. В конце 1770 г. в Киеве случилась моровая язва, унесшая многие жизни. Старожилы рассказывали, что те люди, которые взяли у Досифея ладан, остались невредимы.
        Последние четыре года своей земной жизни подвижница провела в наземном Китаевском скиту. Перед самой смертью, Досифей вышел из затвора и, опираясь на палку, обошел все кельи, прощаясь с братией. На следующее утро Феофан пришел к старице, но она уже была мертва. Прп. Досифей скончался, стоя на коленях перед иконою, 25 сентября 1776(?) г. на 56 году жизни. В руке его нашли записку: «Тело мое приготовлено к напутствованию вечной жизни; молю вас, братия, не касаясь, предать его обычному погребению» (Материалы официального сайта Китаевского пустынного скита). Когда впоследствии сестра Преподобной побывала в Киеве и увидела портрет «старца», все узнали, наконец, тайну женщины-монаха. Позднее прп. Досифей был канонизирован как великий прозорливец и затворник.
        Во второй половине XIX в. на «Китай-горе» закладывалось подземное помещение для храма. Во время строительных работ к трудившимся на горе инокам подошел неизвестный монах и сказал: «Затея хорошая, угодная Богу, и церковь действительно будет, но построят ее не скоро», после чего стал невидим. И действительно, только в наши дни в описанной подземной камере был освящен храм во имя прп. Досифея Киево-Китаевского.
        Митрополит Филарет (Ф. Амфитеатров, 1779-1857) родился в семье сельского священника Орловской губ. Пострижен в иноки под именем Филарета в 1798 г., в 1841 г. принял схиму. Отличался истинной монашеской простотой, кротостью и добротой. Предрек смерть киево-подольского протопопа (Максимовича). Предсказал и свою скорую болезнь и смерть. Однажды Филарет обратился к своему викарию Аполлинарию: «Ну вот, когда я скоро заболею, то и будем вместе приближаться к гробу». За три дня до смерти митрополит пожелал, чтобы над ним было совершено таинство елеосвящения. Викарий же, пережил своего горячо любимого друга ровно на 20 дней.
        Митрополит Филарет возродил в Киеве исихастское движение – строгий пост и постоянное молитвенное уединение, раскрывающие внутреннее озарение человека. Возобновленные при Владыке Голосеевская и Китаевская пустыни снискали славу «киевского Афона».
        Старец Вонифатий (Д. Виноградский, 1785-1871) родился в семье крестьянина Херсонской губернии. Обет стать монахом дал в 12 лет. Прославился своей заботой за больными и бедными богомольцами. Получив благословение знаменитого старца Феофила, взял на себя заботы по содержанию приюта Ивана Босого при Андреевской ц. В 1851 г. приступил к заведованию гостиницей при Михайловском мон., где кормил странников и нищих. За несколько дней до своей смерти о. Вонифатий, призвавши монаха, жившего при нем, сказал:
         – Видишь, какой на мне грязный подрясник! Поезжай в Киев, купи материал на подрясник и привези портного. И постарайся, чтобы скоро готов был для меня подрясник. Поспеши, поспеши с подрясником, ибо я 27 декабря 1871 года умру.
         Через два дня после сего, в 10 часов утра 27 декабря 1871 г. игумена отца Вонифатия не стало.
         Мистическая одаренность преподобного Парфения (П. Краснопевцев, 1790-1855) проявлялась еще с юности. Строгий нестяжатель, сложил несколько широко известных молитв к Христу и Богородице. Родился в семье сельского причетника Тульской губернии. С 1819 г. состоял послушником при просфорне Киево-Печерской лавры. Принял постриг в 1824 г., с 1830 – иеромонах. О прозорливости, вещих снах и являющихся Парфению таинственных видениях в свое время ходило множество легенд.
        Игумен Иона (И. Мирошниченко, 1795-1902) родился в зажиточной крестьянской семье в местечке Крюкове Полтавской губернии. От рожденья был одарен высокими и богатыми умственными дарованиями и твердою памятью. Состоял послушником при Серафиме Саровском. Говорят, что встречая Ивана, прозорливый отшельник молвил: «Что ты так долго медлил? Я тебя ожидаю уже два года!». У прп. Серафима Иоанн пробыл в качестве ученика и послушника без малого восемь лет. В 1843 г. принял постриг и иноческое имя Ионы. С 1845 г. – иеродиакон. Удостоился свыше чудесных видений, повлиявших на всю его дальнейшую жизнь. Трижды являлась Ионе Пресвятая Богородица, повелевшая заложить на берегах Днепра новый монастырь. Укрепляя Иону перед предстоящим ему служением, подвижнику явился в келье и Сам Спаситель. В 1851 г. с благословения митрополита Филарета (Ф. Амфитеатрова) он поступил в Никольский мон. в Киеве. Спустя десять лет Иона поступил в Выдубецкий мон., устроил поблизости него небольшой скиток, из которого впоследствии вырос прославленный Троицкий мон. (или как говорили в народе, «обитель отца Ионы»). В эти годы преподобный вновь удостоился видения Спасителя и неоднократных посещений Божией Матери. Сам старец слыл духовидцем, целителем и наставником всех жаждущих блага истинно христианской жизни. Его обитель посещали ежегодно сотни тысяч богомольцев, и всем желающим представлялись бесплатно кров и трапеза. Однажды один мусульманин из охваченного холерой аула на Кубани прислал прп. Ионе телеграмму с просьбой о молитвах за вымирающий населенный пункт. И молитвами преподобного аул был спасен. Благочестивый Иона мирно почил 9 января 1902 г. и был погребен на территории монастыря. В 1966 г. его мощи были перенесены на Зверинецкое кладб. Родился Иона в XVIII в., а умер в XX. В 1918 г. Свято-Троицкий мон. чудом уцелел при гигантском взрыве расположенных на Зверинце складов боеприпасов. Как выяснилось потом, и саму трагедию, и спасение обители прп. Иона предсказывал еще в годы своей земной жизни (Преподобный Иона Киевский и его монастырь. – Материалы «Официального сайта Украинской Православной Церкви»;  И. Басин. Канонизация святых в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата: 1993-1996 годы // Вестник Русского христианского движения, №176 1997; А. Макаров. Малая энциклопедия Киевской старины. – К., 2005; Монастыри и храмы Киева. Справочник-путеводитель. – К., 2007).
Прославился прозорливостью иеромонах Алексий Голосеевский (В. Шепелев, 1840-1917). Родился в семье офицера Киевского арсенала. От рождения был немым, чудесно исцелен в возрасте 12 лет Киевским митрополитом Филаретом (Ф. Амфитеатровым). С 1856 г. – послушник при лаврской типографии. Постриг принял в 1872 г., иеромонах с 1875 г., похоронен в Голосеевской пустыни.
        К Алексию на исповедь стекались люди со всей России. Из книги «Киевские подвижники благочестия» (т.3. – К., 1994): «Летом 1912 года навестили отца Алексия несколько молодых людей. Вдруг к одному из них подходит отец Алексий, надевает на голову его свою монашескую шапочку и говорит: «Самуил, моя шапка водки не пьет, и ты больше не будешь пить». Друзья молодого человека были удивлены прозорливости отца Алексия, который узнал тайный грех неизвестного ему юноши и назвал его по имени.
        <…> В мае месяце 1914 года приходит к отцу Алексию одна монахиня с родным братом офицером. Офицер хотел жениться и сестра привела его к батюшке взять на это благословение. Но отец Алексий ему сказал: Нет, подожди: через два месяца будет война!».
        Видение четырнадцатилетней послушницы Ольги было записано в Киевском Покровском мон. 9 апреля 1917 г. 21 февраля Ольга вбежала в псалтирню и сообщила,  что собирается умереть. Затем легла в кровать и уснула. Дыхание у нее почти прекратилось и лицо приняло мертвецкий вид. В таком состоянии Ольга пролежала трое суток, не переставая описывать то, что видит. После долгих мытарств по пути в Мир Мертвых, видений огненной реки и подстерегающих души чудовищ, послушница увидела огромную пропасть, заполненную искушенными Тьмой людьми. Там она увидела очень красивого человека, лет тридцати, без усов и бороды. Одет он был во все красное. Сопровождвший Ольгу ангел сообщил, что это антихрист, который будет мучить всех христиан за святую веру, за святую Церковь и за имя Божие.
        Из этого темного и ужасного места послушница поднялась вверх и подошла к большому блестящему белому дому. В нем находились души святых и Николай II в полном царском одеянии. Святые сообщили Ольге, что скоро их число умножится, так как христиан будут мучить за Христа и за неприятие печати антихриста. Мученики говорили, что церкви и монастыри будут уничтожены, а раньше из монастырей будут изгонять живущих в них. Мучить же и притеснять будут не только монахов и духовенство, но и всех православных христиан, которые не примут печати. Они сообщили, что Государя вскоре ждет смерть (А. Сороковиков. Над последним врагом. – М., 2000).
        Когда закрывали Лавру в 1961 г. последний, кто покинул ее был схиархимандрит Феодосий. Родился будущий схиархимандрит, в миру Александр Макарович Орлов, 17 марта 1906 г. в с. Кадниковском Барнаульского уезда Томской губ. В молодости ему было видение: увидел прекрасную обитель, а жил-то в Сибири, и не знал даже про Киево-Печерскую Лавру. И когда первый раз пришел в Киев, то узнал в Лавре увиденную во сне обитель. Начал он свою подвижническую жизнь под именем странника Александра. Ходил пешком – из Киева в Почаев, из Почаева по другим святыням, спал в стогах сена. Время послевоенное было, очень много бандитов в округе бродило. Однажды, подходил он ночью к Почаеву. Стога сена нигде не было, зато около леса стоял какой-то заброшенный дом. Путник очень утомился, и зашел внутрь. Среди ночи врываются в этот дом человек десять вооруженных бандитов. Постояли они в дверях, засуетились и убежали. Такое чудо, странник лежал рядом, а они его даже не заметили! 
        До принятия сана он был простым монахом Киево-Печерской Лавры и носил имя Ахила. Один священник из окружения митрополита Гедеона, будучи уже в весьма  преклонном возрасте, вспоминал как впервые встретил Ахила. В то время еще семинаристом он в унынии брел двором Печерской Лавры: семинария закрывалась, казалось, путь в священники закрыт. Неожиданно к нему подошел монах Ахила и вручил книгу проповедей. Казалось на то время книга проповедей – зачем?! Что это значило? Но потом понял смысл подарка – он станет священником. И стал впоследствии священником – ревностным защитником Православия.
        Еще при жизни старца Феодосия называли блаженным. Спал он в своей келье, положив под голову вместо подушки камень. После закрытия Лавры Феодосий больше 10-ти лет жил горным отшельником на Кавказе. В полном затворничестве он проводил свое время в глубокой пещере, куда спускался по цепи. Иногда он ночевал в дупле огромного дерева. Однажды Феодосий явился к патриарху Илии и поведал о бывшем ему явлении Божией Матери. На что патриарх ему ответил: «Иди в Почаев, это воля Божья, иди я тебя благословляю». Прозорливому старцу приходило много писем – не распечатывая конверты, он уже знал их содержание. Однажды Феодосий предсказал скорую смерть келейника Владыки. Бывало, что схиархимандрит чувствовал скорую кончину прихожанина и спешил причастить больного. Успешно Феодосий проводил и вычитки – обряды по изгнанию бесов. Один батюшка взялся за вычитку самонадеянно, без благословения. Не по силам оказался ему обряд – сам такой бесноватый сделался, что священника схватили и отвезли в психбольницу, надавали уколов, и связанным привезли на вычитку к Феодосию. Старец три дня проводил вычитку после чего самонадеянный батюшка ходил уже в своем уме (О. Александр Краснов. «Подвижники благочестия ХХ-ого века. Схиархимандрит отец Феодосий Почаевский»).
        Уже в наше время прославился своей прозорливостью схиархимандрит Феофил (другое имя:  Пафнутий; П. Россоха, 1928-1996). Родился Петр в д. Калита Киевской обл. Броварского р-на в православной семье церковных служащих. Окончив семь классов средней школы, он в 1947 г. поступил в Киевскую Духовную семинарию. В 1954 г. Петр был пострижен в монашество с наречением имени Пафнутий в честь преподобного Пафнутия Киево-Печерского. В 1955 г. закончил Московскую Духовную академию.
        По Промыслу Божию свое дальнейшее церковное служение иеромонах Пафнутий совершал в различных епархиях Русской Православной Церкви. После открытия Киево-Печерской лавры в 1988 г. Пафнутий, уже в чине игумена, был переведен в Киевскую епархию и стал одним из первых лаврских насельников. В апреле 1993 г. Пафнутий возведен в сан архимандрита, а в августе 1993 г. назначен наместником Китаевской Свято-Троицкой пустыни. В апреле 1994 г. Пафнутий принял схиму с наречением имени Феофил – в честь местночтимого св. Феофила, Христа ради юродивого.
        Прозорливый старец знал прегрешения кающегося и часто отпускал грехи молча, но иногда сам называл те самые грехи, о которых человек либо забывал, либо не осознавал как грех. Находясь еще в Печерской Лавре и Феофании Пафнутий успешно проводил вычитки. При жизни схиархимандрита Феофила Китаевский мон. стал местом паломничества многих страждущих от различных физических и душевных болезней. Скончался Великий Старец в больнице 22 марта 1996 г. Когда тело привезли из больницы в монастырь и начали готовить к погребению, присутствовавшие ощутили исходящее от его рук благоухание. «Такое благоухание, как от мощей, запах такой тонкий и в то же время мягкий, сильный...» – рассказывал один из иноков. В ночь перед погребением старца на темном небе появилась звезда, луч света от которой шел прямо к монастырскому храму. Cияние это, как рассказывали монахи, продолжалось в течение девяти дней. Погребен о. Феофил на территории Китаевского мон. близ Свято-Троицкого храма, возле могилы иеросхимонаха Феофила, Христа ради юродивого (С. Девятова. Схиархимандрит Феофил Новый // ж. «Русский инок», №3 2007).
         Вадим Ляшенко, Киев.


Адрес новости: http://pannochka/show/79397.html



Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua