18 июл, 15:12
Общее правило при съемке может быть сформулировано так: работая над освещением общих и средних планов, оператор должен помнить и о будущих крупных планах и о единстве изобразительного решения тех и других.
Такое светотональное сопоставление взаимно монтирующихся кадров нередко заменяется противопоставлением их по существу, но тогда нарушается правило монтируемости, о котором только что было сказано. Это делают с целью более заостренного изобразительного решения сцены или эпизода, когда именно за счет нарушения общепринятых норм восприятия действительности оператор стремится выразить свое отношение к содержанию сцены, к характеристике образа, чтобы чисто эмоциональными путями, своеобразной дисгармонией шокировать зрителя и этим ярче донести до него внутреннюю сущность действия.
В качестве примера приводим два взаимно монтирующихся кадра из фильма «Вихри враждебные» (опер. М. Магидсон): Ф. Дзержинский внимательно смотрит на шпиона, который в дальнейшем будет разоблачен. Изобразительными средствами, верхним ракурсом, а главным образом резко направленным нижним светом оператор стремится внушить зрителю, что это отрицательный персонаж — враг. Эти кадры, следующие один за другим, не монтируются по свету, но можно считать их монтирующимися по смыслу благодаря эмоциональному воздействию. Именно противопоставление двух различных изобразительных характеристик подчеркивает различия во внутренних качествах двух противоборствующих сил!
Чтобы создать пластический выразительный образ в полном единстве с режиссерским и актерским замыслом, оператор должен наблюдать за его рождением с первых черновых репетиций и вплоть до уточнений поведения актера во время самой съемки. Большую помощь оператору могут оказать актерские репетиции при установленном уже в интерьере свете, особенно в период актерских проб. Он сможет увидеть мизансцену и работу актера и внести возможные исправления, исходя из принятой световой схемы.
В наиболее сложных актерских сценах можно рекомендовать уже во время первых черновых репетиций включать основной рисующий свет, которым будут выявлены главные черты лица актера. Это даст возможность режиссеру и оператору оценить выразительность будущего экранного образа, а исполнителю — «почувствовать свет», что в дальнейшем поможет ему ориентироваться и лучше запомнить повороты, наклоны головы и туловища, направление взгляда.
http://pannochka.net
Адрес новости: http://pannochka/show/84827.html
Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua