Психология похудения для людей с избыточным весом

20 апр, 18:10

Мы все время говорим о диетах - какая эффективнее, какая вкуснее, какая здоровее, какая лучше встраивается в образ жизни. Штука в том, что практически любая диета, в которой есть ограничение калоража, работает (за счет реализации банального принципа “не жрать!”). Мало того, работают даже те диеты, в которых нет существенного ограничения калоража, а есть определенная систематизация и переформирование структуры питания (в зависимости от времени суток, состава продуктов, вашей группы крови или чего угодно еще). Эти диеты работают на принципе “я думаю о том, что я ем, и контролирую себя”.

Однако проблема не в том, чтобы подобрать работающую и подходящую диету, а в том, чтобы соблюдать ее и добиваться необходимого результата. И здесь уже дело не в диете.
По сути, реальная _результативность_ любой диеты зависит от нашей психологии. От готовности принимать диету со всеми ее плюсами и минусами. И здесь может быть много сюрпризов, к которым не всякий длительно худеющий на самом-то деле готов.

Сразу оговорюсь - я пытаюсь размышлять с точки зрения человека со значительным избыточным весом, который набирался длительно, который заполнил хроническими неприятными эмоциями одни из лучших лет жизни молодой женщины и который наконец (!) начал уходить. Психология похудения вполне стройных девушек, которым надо сбросить пару килограмм “к дню рождения”, совсем другая, разумеется.

Первое и самое важное. Надо понимать, что диета - это не просто ограничение питания и борьба за “не жрать!”. Диета - это всегда стресс. И для организма, и для психологического состояния. Cтресс длительный, поскольку речь идет о сбросе десятков килограмм, а значит о новом образе жизни на протяжении как минимум нескольких месяцев.
Если вы не ожидаете этого стресса и не готовы к нему - будут и неудачи, и срывы, и низкая результативность, и дурное настроение, и аутоагрессия по схеме обжорство-голод-апатия-обжорство-голод и т.д.

Попробую описать составляющие этого стресса по возможному максимуму.

1. Приходится пересматривать систему питания,
а поскольку наши пищевые привычки формируются годами, ломать их всегда тяжело. Тут особо комментировать не надо, думаю, все понятно.

2. Во многом нужно перестраивать формы общения с людьми.
Только находясь на диете, необычайно ясно понимаешь, как интенсивно встраивается еда в наши общечеловеческие взаимоотношения. Можешь вдруг осознать, что с коллегами по работе общение по душам происходит только под аккомпанемент сытного обеда, а в иное время вы вообще практически не общаетесь; и что мама-бабушка-свекровь-теща, оказывается, души не чают не в вас, а в вашем хорошем аппетите, а без съеденной миски пельменей они плохо воспринимают вас как личность, начинают кудахтать над вами и вообще не мыслят иной темы для разговоров; и что молодой человек не понимает, как можно просто “гулять”, не нажрамшись предварительно в ресторане или не закупив пива и чипсов; и что в гостях вас почему-то упорно стремятся прежде всего “угостить”, хотя вы приходите пообщаться с человеком, а не слопать тортик.
Культ обжорства положен в основу всех праздников. Невозможно выехать “на природу” без шашлыков или хотя бы бутербродов. Люди приходят в театр/концертный зал на пару часов и в перерыве бегут поскорее в буфет, словно они провели здесь полдня и смертельно проголодались. Пляж без мороженого - как так? Кино без колы-и-попкорна?? Вы будете очень ярко замечать, что в фильмах люди только и делают, что постоянно едят, причем в основном что-то жирное и сладкое (и никогда не делают зарядку, между прочим).
Я уж не говорю о различных корпоративных банкетах, фуршетах, кофе-брейках - люди определенных профессий меня поймут, вспомнив многочисленные мероприятия, на которых неформальное деловое общение происходит только и исключительно с тарелкой (салфеткой) в руках.

3. Невольно фиксируешься на процессе поглощения пищи, времени приема пищи, качестве пищи, калорийности пищи, количестве принимаемой пищи, составляющих пищи, а также, простите, на физиологических отправлениях.
Особенно в первое время, когда организм адаптируется к новому питанию и периодически бастует, отказываясь понимать, как ему ЭТО переваривать и где, собственно говоря, привычная картошечка. Фиксация на этих оральных и желудочно-кишечных моментах, привычка подолгу рассматривать состав и калораж продуктов на коробках в магазинах, критическая оценка блюд на предмет возможности съедения - все это утомляет и раздражает - как окружающих, так и вас самих. Это достаточно интимные вещи, которые наше сознание не любит выводить в приоритеты, и если уж приходится это делать, постепенно нарастает усталость и недовольство собой - мол, что это за жизнь, когда я должна контролировать каждый свой шаг?

4. Никто не поддерживает и никто не понимает.
Может, у кого-то это не так, но надо быть готовым к тому, что на самом деле вас никто поддерживать не будет. Любимый человек заподозрит, что вы просто комплексуете и что у вас какой-то очередной кризис из-за недостатка нежности, и будет совершенно искренне уверять вас, что вы прекрасны и что он любит вас такой. (Это все замечательно, но почему бы ему не любить вас еще и в том виде, в котором вы самой себе нравитесь?)
Мама теоретически одобрит ваше намерение худеть, но придет в ужас при первом же совместном обеде, вскричав “ну нельзя же совсем ничего не есть! ты так себя заморишь! эта колбаска совсем не жирная, съешь ее! а от молодой картошки вообще не поправляются! и сало с черным хлебом немножко можно, это же не булка с маслом!” (от списка продуктов, от которых, по мнению моей мамы, _не поправляются_, лично я прихожу в полнейший восторг).
Подружки могут начать “дразниться”, настойчиво предлагая пироженки и конфетки (”а они такие вкусненькие, а они такие сладенькие”).
Коллеги, как назло, начнут праздновать свои дни рождения исключительно заказывая в офис пиццу, и при том будут обижаться, что ты не хочешь выпить за их здоровье (а выпить ты можешь разве что символически, потому что закусить тебе нечем). И т.д.

5. Вам не с кем будет делиться своими намерениями, планами, успехами и неудачами.
Можно посещать диетолога, можно эмулировать общение на эту животрепещущую тему в интернет-форумах и жж, можно даже терзать близкого друга. Но даже при этом большую часть времени вы остаетесь с собой и своими проблемами и достижениями наедине. Это еще вопрос, что сложнее перенести - невозможность обсудить с кем-то свою проблему или невозможность поделиться с кем-то своей радостью. Я живу по-новому, я меняюсь, я молодею, я становлюсь симпатичнее - и преодолеваю для этого достаточно серьезные препятствия. И, черт побери, мне даже не с кем это обсудить толком. И так - не день, не два, не неделя и даже не месяц, а гораздо дольше.

6. Ваш организм может реагировать на стресс чисто физиологически, дополняя и усугубляя ваше беспокойство.
У вас могут появиться запоры/поносы/метеоризм/неприятный привкус во рту и т.д. и т.п., и вам придется долго фильтровать свой рацион, чтобы согласовать диету с вашими индивидуальными особенностями. У вас могут быть задержки менструаций, если вы склонны к такой реакции на стресс. У вас может проявиться аллергия на какой-то продукт (раньше вы его почти не ели и не знали, что вы с ним плохо совместимы, а теперь он по идее должен быть одной из важных составляющих вашего рациона, и с этим надо что-то делать). Вам и так будет неприятно засыпать голодной, а длительный стресс может вообще вызвать проблемы со сном - необъяснимое беспокойство, ночные кошмары, чувство усталости после сна. Как ни странно, это все укладывается в рамки _нормального_ сосуществования с диетой и это надо просто перетерпеть (но, разумеется, прислушиваться к себе - возможно, стресс в вашем конкретном организме пробудил ктулху вызвал из глубокого сна какое-то неприятное заболевание - тогда надо посоветоваться с врачом).
Но в большинстве случаев, поверьте - 30 лишних килограмм наносят вашему организму гораздо больший вред, чем несколько месяцев стресса, связанного с похудением.

7. Вы можете быть не готовы также и к темпам снижения веса.
Во-первых, они неравномерны. На одном и том же рационе один килограмм будет уходить 10 дней, другой - 3 дня. И почему так, знает только ваш метаболизм. Не надо нервничать.
Во-вторых, темпы снижения веса разные на разных диетах, у разных организмов и при разных образах жизни. У подружки ушло 10 кг за два месяца, а у вас за полгода - и глупее всего спорить на тему “а зато у меня быстрее”, “а зато у меня надежнее”.
В-третьих, поначалу вы просто можете плохо ориентироваться в том, какова ваша личная норма снижения веса, и паниковать на пустом месте. Я паниковала, когда обнаружила, что после быстрого сброса первых килограмм динамика ощутимо замедлилась и вес стал снижаться со скоростью 1 кг в неделю. Потом я узнала, что это не только нормально персонально для меня, но и вполне приличная скорость с общечеловеческой точки зрения.

8. Наконец, находиться на диете попросту стыдно.
Стыдно обсуждать тему своего избыточного веса, стыдно упоминать, что ты худеешь (а между строк следует читать - что ты так запустила себя на протяжении нескольких лет). Это очень личные вещи, в которые не хотелось бы посвящать весь мир. Стыдно перебирать продуктами, стыдно отказываться от угощения, стыдно просить/готовить/покупать определенные продукты персонально для себя. В кругу близких можно прямо отказываться от чего-то, но в кругу коллег, малознакомых людей, деловых партнеров стыдно говорить, что ты на диете, приходится что-нибудь врать, выкручиваться, оставлять несъеденное на тарелке, стараться быть незаметной. Это тоже стыдно.

Вы готовы к такому стрессу? Несколько месяцев?
Тогда вперед - и все у вас получится.

Очень важно представлять себе путешествие в горы не как порхание по красотам, а как долгий и утомительный путь с тяжелым рюкзаком на спине, потом, грязью, камнями, сбивающими ноги, комарами. И тогда красоты, которые перед вами откроются в конце пути, станут достойной наградой. А в ином случае есть риск вообще не дойти до красот и остаться у подножия горы со сбитыми ногами и тяжелым пузом рюкзаком. И ради чего тогда были эти мучения?


• “Нет пейзажа, если никто не карабкался в гору, пейзаж – не зрелище, он – преодоление. Но если принести тебя наверх в паланкине, ты увидишь что-то туманное и незначительное, и почему, собственно, оно должно быть значимым? Тот, кто с удовлетворением скрестил на груди руки и любуется пейзажем, прибавляет ему сладость отдохновения после трудного подъема, голубизну угасающего дня. Ему нравится композиция пейзажа, каждым своим шагом он расставлял по местам реки, холмы, отодвигал вдаль деревню. Он – автор этого пейзажа и рад, как ребенок, который выложил из камушков город и любуется творением своих рук. Но попробуй заставь ребенка залюбоваться кучкой камней – зрелищем, доставшимся даром…” (Сент-Экзюпери, “Цитадель”)
 

Инф.ladies.academ.org


Адрес новости: http://pannochka/show/89001.html



Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua