За кулисами мифа

19 окт, 10:10

История отражается во множестве зеркал. По форме ножек у кресел можно отслеживать динамику социальных процессов, а роспись на бабушкином сервизе достоверно свидетельствует о борьбе стилевых течений. Но есть одна прикладная отрасль, которая существует буквально перед зеркалом — это макияж. И при всей своей эфемерной театральности, он подчас лучше всего свидетельствует о дуновении «воздуха времени». В наш век высоких технологий вечная женская мечта быть красивой обслуживается сложным механизмом, в рамках которого взаимодействуют химия и социология, маркетинг и шоу-бизнес, интернет и маргинальные сообщества. О том, как он устроен, можно догадываться по самым малозаметным вещам — например, по тюбику помады...

Специалисты по стилю любят возводить историю макияжа к временам античности, а то и Древнего Египта. Впрочем, отсылки к такому далекому прошлому носят чисто теоретический характер — ведь за эпохами, обожающими благовония и притирания, неоднократно следовали периоды запретов и гонений на всякие украшения для плоти. В такие моменты одежда становилась сугубо функциональной — пуритане и прочие борцы с излишествами ценили ее разве что как защиту от холода и нескромных взглядов, а искусственные средства для украшения лица мгновенно исчезали из обихода. Поэтому древние косметические рецепты и методы — это не более, чем попытка реконструирования. А настоящая история макияжа начинается гораздо позже.

Еще в XIX веке слово «мода» относилось только к костюму и интерьеру. И хотя портные и куаферы достигли необычайных высот в своем искусстве, образ времени никак не подчеркивался макияжем. Наоборот, пресноватое, нейтральное лицо, лишенное ярких красок, было столь же необходимой принадлежностью викторианской красавицы, как кринолин. Взамен индивидуальности в моде была безликость. И лишь те, кого социальная структура исторгла (жрицы любви) или едва терпела (актрисы), могли позволить себе «увядшие на лице розы весьма неискусно заменять искусственными». Хотя — отдадим должное нашим пра-пра-прабабушкам — история сохранила немало домашних рецептов для истинных леди, которые никогда не унизились бы до покупки баночки румян. Им предлагалось, например, для улучшения цвета лица прикладывать к щекам сырые бифштексы, а глаза подводить жжеными спичками.

И только с наступлением эры кино искусство камуфляжа вышло из подполья. В отличие от театрального, киногрим был гораздо устойчивее и тоньше, а сверхкрупные планы заставили открыто признать то, о чем раньше было принято стыдливо умалчивать, — сам факт накрашенности. Мелодраматические сюжеты нуждались в выразительных глазах, а оживленные диалоги акцентировались яркими губами. Голливудский чародей Макс Фактор поставил на поток желание зрительницы ощутить себя звездой. (Характерно, что его первая коллекция называлась Society Make-Up, т. е. светский макияж — уточнение было необходимо, потому что просто make-up был сценическим.) Теперь каждая простая смерная могла получить бархатную кожу как у Джуди Гарланд или длинные ресницы как у Вивьен Ли — достаточно было воспользоваться пудрой… или тушью… Впрочем, макияж тридцатых-сороковых годов не был по-настоящему творческим — холодный, однообразный, кукольный, он стремился низвести живую индивидуальность до условного образа экранной героини.

nedug.ru


Адрес новости: http://pannochka/show/97916.html



Читайте также: Новости медицины и здоровья NEBOLEY.com.ua