Способ «переменного» освещения позволяет углубить, донести до зрителя в наиболее выгодном свете выразительность работы актера за счет более детализированной отработки глаз и мимической игры. Этот способ заслуживает серьезного отношения и внимания при работе над кинопортретом.
Интересный изобразительный результат дает светящаяся площадка, то есть источник света типа агрегата, снабженный плотным рассеивателем (например, густой стеклотканью или молочным стеклом). Такая светящаяся площадка, поставленная на близком расстоянии от лица актера, особенно с теневой стороны, очень оживляет скульптурно-объемные формы лица, вызывая на нем мягкие блики. При этом надо следить, чтобы лицо актера было не абсолютно матовым, а имело бы очень небольшую блесткость.
Все сказанное относится к черно-белой и цветной съемке. Однако, работая на цветных пленках, оператор встречается с дополнительными трудностями. При преодолении трудностей в создании выразительного киноизображения ему помогает метод цветного освещения. Оно позволяет оператору строить цветовые отношения, управляя ими во время съемки, а также предусматривая иногда воздействие на них в процессе печати позитива.
Каждый объект в окружающем нас мире освещается не только одним основным, главным источником света, но, кроме того, принимает на себя и множество дополнительных лучей, отбрасываемых окружающими предметами, растениями, стенами, обстановкой, причем свет дополнительных излучений окрашен цветом отбросившей его поверхности.
Так как изменение освещения на объекте меняет не только его светотеневой рисунок, но и его колористические характеристики, особенно важно следить за стабильностью освещения и процессе съемки монтажных планов.
http://pannochka.net