Следует, однако, особенно подчеркнуть, что в картине смерти эпинефректомированных животных всегда особенно ясны явления нарастающей слабости анималыюй и вегетативной нервной системы.
Тонус их мышц при этом теряется, обмен веществ в них значительно понижается и вместе с тем и выработка токсических продуктов обмена уменьшается. Напротив, впрыскивание лягушкам, лишенным надпочечников, слабых доз стрихнина, вызывающих лишь легкие конвульсии, быстро приводит к смерти.
Все это пока, однако, лишь гипотеза, хорошо согласующаяся с фактами, но не исключающая пока и других возможностей их объяснения. В подавляющем большинстве случаев исход полной двусторонней экстирпации надпочечных желез бывает смертельный. Считать ли его следствием самоотравления организма продуктами мышечного обмена, как думают многие авторы, или видеть в нем результат совокупности различных вредных мохментов, возникающих вследствие выпадения сложной и все еще неясной функции надпочечных желез, вопрос этот, еще далеко не разрешенный, требует дальнейшей разработки.
Вместе с тем, опыты экстирпации надпочечных желез с несомненностью установили, что удаление одного надпочечника никогда не является само по себе причиной смерти животного при условии сохранения нормально функционирующего всего и даже части второго. Эти данные очень важны для обсуждения ряда весьма спорных вопросов клинической патологии, возникших вследствие догматической трактовки современной эндокринологией физиологического значения адреналина. Это недостаточно критическое отношение, как увидим, в некоторых случаях повлекло за собой результаты, которые нельзя не назвать прискорбными.
Многочисленные опыты трансплантации надпочечных желез показали, что в некоторых случаях этим путем удается предотвратить смерть от двусторонней экстирпации.