По Рубнеру, голодающее животное погибает, если теряет 10% своей воды. А между тем потеря всего гликогена, почти всего жира и половины белков голодающим организмом еще совместима с жизнью. Роджер утверждает, что жизненность тканей и их сопротивляемость пропорциональны содержанию в них воды. Это утверждение может, однако, дать повод к недоразумениям. Вода, в изобилии пропитывающая ткани при отеке, отнюдь не свидетельствует, конечно, об их здоровье. Большое количество воды в тканях говорит об их хорошем биотонусе в том случае, когда эта вода подвижна, когда ее накопление в тканях, например, юного организма, есть следствие высокой дисперсности тканевых коллоидов и выражение их большой способности к обратимым физико-химическим реакциям, когда оно указывает на отсутствие явлений гистерезиса протоплазмы.
Организм, подвергнутый полному голоданию, не получающий ни пищи, ни питья, вырабатывает и выделяет все же значительные количества воды. Эта вода образуется преимущественно при окислении жира. Процентное содержание воды в тканях при абсолютном голодании не падает. Напротив, жировая ткань и мышцы у голодающего животного могут содержать воды даже несколько больше нормы. К этому вопросу еще придется вернуться при рассмотрении так называемых голодных отеков.
Смерть, наступающая вследствие недостатка воды, является следствием глубоких физико-химических и биохимических изменений тканей и крови. Повышение молекулярной концентрации и нарушение щелочно-кислотного равновесия должны быть особенно подчеркнуты среди причин физико-химического характера. Недостаток воды, препятствующий ионизации и парализующий поэтому работу буферной системы организма, приводит к ацидозу. В изменившихся условиях внутренней среды жизни ненормально протекают биохимические процессы.