Если раньше считалось, что хранилищем долговременной памяти являются синапсы мозга (микроскопические каналы, по которым передается нервное возбуждение), то теперь ученые уверены, что это не так.
Для изучения этого вопроса научные сотрудники Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA) выбрали морского моллюска аплизию. Это крупное брюхоногое еще называют морским зайцем. Дело в том, что процессы этого моллюска, связанные с памятью, очень напоминают те, которые происходят в мозге человека.
Дэвид Гланцман вместе со своими коллегами поставил под сомнение общепринятое мнение о том, что местом хранения долговременной памяти являются синапсы – точки контакта двух нейронов мозга.
Сначала исследователи применили к морским моллюскам слабые удары электрического тока, чтобы вызвать их сокращение. Именно сократительный рефлекс является проявлением долговременной памяти аплизий. Электрошок приводил к выработке серотонина, необходимого для формирования синаптических связей – тех самых, которые хранили воспоминания.
После этого ученые поместили в чашку Петри нервные клетки улиток и добавили к ним серотонин, вызвав тем самым сохранение воспоминаний. Если после серотонина в чашку добавляли ингибитор, который блокировал выработку серотонина, синаптические связи не формировались.
После эксперимента с чашкой Петри ученые взялись за живого моллюска. При этом они и выяснили, что, несмотря на исчезновение части синаптических связей, сама улитка «помнила» удар электрическим током.
Это позволило ученым сделать вывод, что синапсы не является местом хранения воспоминаний. Дэвид Гланцман пока не знает, в какой именно части нервной системы воспоминания хранятся на самом деле, но предполагает, что таким хранилищем могут быть ядра нейронов.
Важность этого открытия заключается в том, что если воспоминания хранятся в самых нервных клетках, то их можно возродить, пока эти клетки живы. А это в свою очередь дает надежду людям с ранними стадиями болезни Альцгеймера.
Текст: Е. Скобелева