Трое английских ученых-психолога попросили 127 человек рассказать о четырех наиболее ранних детских воспоминаниях, в правдивости которых они абсолютно уверены. Им также были заданы вопросы о конкретных деталях тех событий.
Когда результаты были проанализированы, ученые пришли к выводу, что участники эксперимента с большей вероятностью припоминали определенные детали («что», «где» и «когда»). Однако другие детали – о чем они думали в тот момент, какая была погода, сколько лет им было – вспоминались с куда меньшей частотой. Наиболее редко люди могли рассказать, в какое время дня произошло событие и во что они были одеты, сообщает Настроение по материалам сайта Mail.ru
Это имеет важное значение, так как во многих случаях предполагаемого жестокого обращения с детьми часто единственным доказательством являются очень конкретные и детализированные воспоминания. Авторы исследования, Кристина Вэллс, Катриона Моррисон и Мартин Конвэй отмечают: «Присяжные обычно очень положительно относятся к таким чересчур детализированным рассказам о детстве. В Великобритании, к примеру, многие приговоры выносятся на основании такого рода доказательств. Так как для виновных срок наказания исчисляется в годах, причем иногда речь идет о десяти и более, вопрос о том, что взрослые люди в действительности могут вспомнить о детстве и насколько подробно, становится критически важным».
Обвинители часто используют тот факт, что их клиенты, уже будучи взрослыми людьми, могут вспомнить очень мелкие специфические детали и подробности событий из своего детства, как веское доказательство того, что эти события действительно происходили. Однако Вэллс и ее коллеги заявляют: «Не существует простой взаимосвязи между правдивостью воспоминаний и степенью их подробности и насыщенности деталями». Ученые приходят к выводу, что «определенная уверенность может быть в рассказах о том, кто, когда и что сделал; другие специфические детали вспоминаются с меньшей вероятностью». Также исследователи предполагают, что такие подробные детские воспоминания связаны с тем, что наш мозг бессознательно «заполняет пробелы» в нашей памяти деталями, которых мы на самом деле не помним.
Вэллс с коллегами уверены в том, что их работа имеет важное практическое значение. «Суды и другие организации, где рассказ человека о событиях прошлого являются важным доказательством, должны быть осведомлены о том, что вспоминается чаще всего, что – в редких случаях, а что вообще не совсем похоже на реальные воспоминания».
Это новое исследование дает работникам закона и многим другим специалистам правильное представление о воспоминаниях, чтобы помочь им отделить реальные факты из детства человека от его зачастую неосознанных выдумок.