• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Показы мод
  • Выставки
  • Тренинги и семинары
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 17 октября 2006 года

  • 50 народных примет о волосах
    Опубликовано: 2014-01-02 15:16:29

    Согласно древним верованиям, в волосах таится жизненная сила человека. Более того, в народной магии отрезанные волосы воспринимались как наш двойник-заместитель. При этом наши предки искренне верили - все, что происходит с этим двойником, влияет на самого человека.
    Волосы издревна (как и шерсть) символизировали, богатство, изобилие и счастье.
     Русские во Владимирской губернии первое яйцо, снесенное молодой курицей, трижды катали трижды на голове старшего ребенка, приговаривая: «Курочка, курочка, снеси столько яичек, сколько у ребенка волосков!».
     Македонцы в Охриде, продав скотину, чесали деньгами свою бороду, заклиная: «Сколько волос в этой бороде, столько пусть будет благополучия и изобилия».
     Сербы касались монетой волос на голове и в бороде, «чтобы такими же были и всходы, и урожай». В западной Сербии (Каблар), подстригая детей, оставляли на голове прядь волос подлиннее, «чтобы осталось счастье».
     Поляки в районе Жешова в Сочельник взъерошивали волосы, повторяя: «Вяжись, жито, вяжись!»
     Словенцы в день св. Барбары приходили в дом и желали хозяину столько телят, свиней, жеребят, возов репы и т. п., сколько на голове волос.
     Женщины на Смоленщине в Юрьев день срывали друг у друга в поле платки с головы и дергали за волосы, «чтобы у хозяина жито было густое и рослое, как волосы».
     Девушки в юго-западной Сербии и македонки в районе Скопля в Юрьев день расчесывали волосы в ржаном поле, «чтобы иметь волосы густые, как рожь, и быть здоровыми».
    Причесываться можно не всегда

     Даже расчесывание волос наши предки ограничивали целым рядом запретов.
     Сербки причесывались в понедельник, вторник и четверг, а украинки во вторник, четверг и субботу.
     На Полтавщине говорили, что «у среды сорок дочек, и каждая может вырвать по волоску, оборвав все волосы», поэтому не причесывались в среду.
     На Черниговщине полагали, что волосы женщин, причесывающихся в среду и пятницу, разлетаются по 12 дворам, отчего волосы болеют.
     Строгий запрет касался пятницы: его соблюдали многие славяне, прежде всего - русские. Сербы не расчесывали волосы в этот день, «чтобы волки не резали скот».
     В Сербии (Шумадия, Поморавье) не причесывали волос во время похорон, «чтобы не болела голова и не выпадали волосы».
     Кашубы и поляки-гурали не причесывали ребенка до года, «чтобы ребенок не был несчастным».
     В некоторые праздники расчесывание волос считалось обязательным. Так, на Витебщине пожилые крестьянки расчесывали волосы на Пасху, «чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове».
     Молодые сербки-боснийки на Юрьев день рано утром расчесывали волосы, положив под ноги веревку и валек для стирки, «чтобы волосы у них были толстые, как веревка». В Чайничах около Сараева к этому добавляли ветку молодой вербы или просто влезали на вербу.
     Жители Чернигова полагали, что волосы, выпавшие при расчесывании, нельзя бросать: ведьмы могли из них сделать «завой» с наговором, прядку мог подхватить вихрь, злой человек - наслать порчу и т.п., поэтому волосы затыкали в щели, зарывали в землю, закапывали на перекрестке, клали под камень, сжигали. Сжигались, однако, не повсеместно, часто на это налагался запрет.
     Считалось, что если волосы оставлять на полу, выметать их и топтать, будет болеть голова, появятся ревматизм и др. болезни.
    Чтобы не остричь ума
     
     Стрижка волос регламентировалась в зависимости от возраста, пола и времени стрижки - дней недели и лунных фаз.
     Так, у гуцулов нельзя было стричь волосы во вторник и пятницу, а у кашубов и поляков в день Ивана Головосека, «чтобы не пресекался рост волос».
     Почти повсеместно ребенка не стригли до года. У русских и белорусов запрет стричь младенца до года мотивировался боязнью «отрезать язык» ребенку, т. е. приостановить развитие речи.
     Словенцы в некоторых местах не стригли детей до семи лет, «чтобы не состричь их ума».
     Для первой стрижки у восточных славян выбирали новолуние, «чтобы волосы быстрее росли», у болгар и лужичан - полнолуние, «чтобы на голове было полно волос».
     На Украине и в Белоруссии существовал запрет на стрижку пастуха с Юрьева дня до Кузьмы и Демьяна. Нарушение запрета, как считалось, вело к болезни скота, к плохому отелу коров, к нападению волков на овец.
     Состриженные волосы, как и выпавшие, не бросали, а зарывали в землю, клали под камень, прятали от птиц, относили к плодовому дереву или клали на вербу, чтобы волосы, оставшиеся на голове, быстро «росли, как верба». Болгары зарывали их в муравейник украинцы - засовывали за плетень.
     В Словении состриженные волосы бросали в огонь, чтобы он «укрепил рост волос». В восточном Полесье состриженные девичьи косы бросали в быструю воду, «чтобы волосы росли быстро и густо»

    Расти, коса, в три пояса
     Рост волос стимулировался с помощью магических обрядов, заговоров. Проводились они в определенные дни и исключительно женщинами.
     Сербки из Каблара клали выпавшие волосы в обувь под каблук, «чтобы волосы были длиной до пят».
     Чтобы волосы ребенка были длинными, хорваты их после первой стрижки клали под конек дома или за потолочную балку.
     В Пиринском крае накануне дня Сорока мучеников женщины замачивали в воде 39 прутиков винограда, а после мыли волосы этой водой.
     Словацкие девушки, чтобы иметь длинные, густые волосы, расчесывали их в Страстной четверг под вербой и пели: «Верба, верба, дай мне волосы длиной в три пояса!» Такой же ритуал в Святой вечер совершали украинки.
     Девушки-болгарки из Пловдивского края при виде радуги кричали: «Радуга пьет воду из моря, мои волосы пусть будут до пят».

    Живая и мертвая сила
     Наши предки использовали волосы в качестве лечебного средства, веря в особую силу волос, способную предохранять людей от болезней или изгонять их.
     У сербов женщина, у которой умирали дети, должна была во время беременности собирать свои волосы, чтобы, как только родится ребенок, рассыпать их вокруг новорожденного, поджечь и тем самым сохранить жизнь своего младенца.
     Срезанные пряди волос у больных лихорадкой, сухоткой, грыжей или страдающих от сглаза и испуга для их излечения забивали в дверную притолоку осиновыми колышками, закладывали в дупло осины и т.п.
     Считалось, что при помощи волос можно извести человека, передать болезнь либо произвести наговор над волосами здорового.
     В Словакии волосы здорового человека закапывали на кладбище и тем самым наводили на него болезнь.
     Хорватские девушки верили, что они смогут приворожить молодых людей, если незаметно подложат свои волосы в пищу своих избранников.
     В Моравской Словакии парни, стремясь очаровать девушку, носили за пазухой три волоса избранницы, скрученные колечком.
     В северо-восточной Сербии для того, чтобы покойник не стал вампиром, нагая женщина кадила очесами конопли волосы покойника: пепел, остатки конопли и волосы клали в гроб. В погребальном обряде волосы расплетали и распускали в знак траура.
    Храни меня, мой талисман
     
     Благодаря магической силе, которой наделяли волосы и которой безоговорочно верили, кроме всего прочего они служили славянам оберегом, талисманом.
     При обряде крестин у восточных славян волосы выстригались, а по закатанным в воск и брошенным в купель волосам гадали о судьбе новорожденного: закружится комочек – «к житью», пойдет ко дну – «не к житью».
     Сербы в Лесковацкой Мораве, уходя на войну, в качестве талисмана от пули и штыка вшивали в мундир ногти и волосы с головы внебрачного ребенка.
     В свадебном обряде совершались многочисленные ритуалы с волосами невесты и жениха. На Виленщине белорусы сажали жениха «на посад» (дежу) и крестообразно подрезали и подпаливали ему волосы на голове, а в районе Новогрудка посаженная мать брала несколько волос с головы жениха и невесты, спутывала их в пучок и сжигала, чтобы «элучить» (соединить) молодых.
     Подзаголовок: Главное - не опростоволоситься
     Славянские женщины не имели права ходить с непокрытыми головами. Много негативных поверий и примет было с этим связано.
     Непокрытые женские волосы, по народным представлениям, могут принести вред людям, хозяйству, урожаю и т.п. На русском Севере (Череповец) замужней женщине нельзя было выходить во двор без платка на голове – «дворовый за волосы стащит».
      На Полтавщине говорили, что «солнце плачет», когда баба «светит волосом», т.е. ходит с непокрытой головой.
      Поляки-гуралы считали, что простоволосую женщину волк съест.
      Русские запрещали ходить женщинам с растрепанными волосами (и с подоткнутым подолом) во время грозы - громом убьет.
     Болгары в Родопах в зоне Златограда верили, что волосы женщины, ходившей с непокрытой головой, после ее смерти превращаются в змей.
     На Витебщине белоруски распускали и открывали волосы, когда мяли лен, «чтобы он был волокнистым и мягким». При ритуальной наготе волосы должны быть распущенными, непокрытыми.
     Опасаясь выпадения волос, македонцы не пили воды с распущенными волосами.
     Распущенные волосы считались также характерным признаком женских персонажей нечистой силы - русалок, вил, самовил, ведьм, чумы и пр. В быличках русалки и др. женские духи-обитатели вод обычно в лунные ночи сидели на берегу на камне или на дереве и расчесывали свои распущенные волосы.


    http://edinstvennaya.ua

     




    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с Pannochka.net активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net" обязательна.


    E-mail:
    info@pannochka.net
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на pannochka.net обязательна.