Внутренние причины кризиса эндокринологии, как уже мною указано, прежде всего методологического характера. Недостаточность методологии в области учения о внутренней секреции все более остро переживается целым рядом выдающихся ученых, как Глей, Камюс, Винсент, Стюарт, даже Бидль и многие другие. Пока они ограничиваются частичными, иногда, правда (Глей), очень резкими критическими выступлениями. пока это лишь разрозненные попытки бунта, предвещающие, однако, надвигающуюся революцию.
Уже теперь можно сказать, что понятие внутренней секреции, как и понятие гормона, утратило свою кажущуюся определенность. Представление о внутренней секреции расширилось до чрезвычайности, и ранее так хорошо очерченные границы эндокринной системы, как системы желез без выводных протоков, посылающей в кровь свои стимулирующие и регулирующие жизненные процессы инкреты, становятся расплывчатыми: печень, легкие, кишечный эпителий обладают энергичной внутрисекреторной деятельностью. Она перестала быть и привилегией железистой эпителиальной клетки, так как и дериваты мезенхимы несомненно посылают в кровь специфические продукты своей жизнедеятельности. Даже узел Киса, как выяснено в недавних опытах Демура и Рилана, продуцирует специфический гормон, регулирующий ритм сердца. Удаление этого узла по методу Эйстера и Мика вызывает правильный медленный узловой ритм, имплантация его в сердце спустя двадцать часов восстанавливает нормальный ритм. Водный или спиртовой экстракт узла сенсибилизирует изолированное in situ сердце к адреналину и делает его нечувствительным к влиянию блуждающего нерва.
Эти данные, хотя уже частично подтвержденные Габерландтом, Ендрасиком, требуют еще дальнейшей проверки. Пока я считаю возможным привести их лишь как одно из доказательств существования у границ внутренней секреции тенденции к беспредельному расширению.