Кризис современной эндокринологии здесь сказывается, однако, не в принятии на веру различных противоречивых наблюдений, но в оценке патогенеза экспериментальных данных, достоверность которых не возбуждает сомнений.
Насколько мне известно, никем до сих пор не была высказана мысль, что дело заключается не столько в гипоамфотонии вегетативной нервной системы, сколько в изменении способности периферических органов с достаточной интенсивностью реагировать па импульсы со стороны как вегетативной, так и анимальной нервной системы. А между тем эта сторона вопроса — состояние периферических рабочих органов, лишающихся при тиреоидектомии одного из своих активаторов, — заслуживает, на мой взгляд, большого внимания. Дальнейшее рассмотрение функционального состояния этих рабочих органов послужит несомненным доказательством справедливости этого положения.
Тонус сердца и сосудов тиреоидектомированных животных понижается. Количество эритроцитов и гемоглобина в крови падает. Оставляя здесь без рассмотрения прочие данные о физико-химических и биохимических изменениях крови ввиду их противоречивости, отметим все же наиболее существенные.
Количество железа уменьшается, содержание в кров»и иода (Гудсон) возрастает.
Ферментативные функции крови, и в частности, содержание в крови окислительных ферментов (Ющенко), понижаются.
Дыхательный ритм замедляется, обмен воздуха в легких и газообмен понижаются.
Угнетение двигательной функции кишечника сопровождается уменьшением и способности всасывания.
Общее замедление и понижение обмена веществ сказывается и на функции печени. Особенно много внимания уделялось и уделяется изменению углеводного обмена и гликогенообразовательной функции печени при экстирпации щитовидной железы.