По мере старения у нас возникают все новые проблемы со здоровьем.
Как мужчинам, так и женщинам важно не потеряться в огромном мире терапевтических опций, приняв правильное решение, касающееся собственного организма.
Когда мужчины достигают зрелого возраста, у значительного процента снижается сексуальный драйв, прибавляется вес, падает работоспособность и переносимость физических нагрузок.
Эти изменения, которые чаще всего возникают после 45-50 лет, иногда сравнивают с женским климаксом.
Подобные изменения могут быть связаны с возрастным уменьшением уровня тестостерона – мужского полового гормона, который продуцируется преимущественно яичками. Мужчины с низким уровнем тестостерона могут почувствовать большую разницу после заместительной терапии этим гормоном.
Заместительная терапия тестостероном сегодня очень популярна в развитых странах, в том числе в Соединенных Штатах, где объем продаж препаратов тестостерона оценивается в 2 миллиарда долларов в год. В распоряжении врача сегодня есть и инъекционные препараты, и пластыри, и пеллеты, и гели.
Тем не менее, соотношение пользы и риска лечения тестостероном продолжает оставаться предметом жарких споров исследователей и врачей, особенно когда речь заходит о возрастном («естественном») падении уровня тестостерона.
«Мужской климакс»
Во многих статьях сегодня можно встретить такие понятия, как «мужской климакс» или «андропауза», которые используются для обозначения совокупности симптомов, связанных с возрастным снижением уровня тестостерона. Авторы этих терминов явно проводят параллели с женским климаксом.
Низкий уровень тестостерона у мужчины приводит к следующим изменениям:
-
Уменьшение сексуального влечения
-
Эректильная дисфункция
-
Набор жировой массы
-
Ослабление костной ткани
-
Снижение мотивации и самооценки
-
Нарушение сна
-
Приливы
Несмотря на схожесть симптомов, временная шкала возникновения этих нарушений сильно отличается от того, что наблюдают у женщин. Если уровень гормонов в стареющем женском организме падает относительно быстро, то у мужчин эти изменения происходят медленно, на протяжении многих лет.
Доктор Абрахам Моргенталер (Abraham Morgentaler), профессор урологии из Гарвардской школы медицины в Бостоне, говорит, что неправильно проводить параллели между возрастными гормональными изменениями у женщин и мужчин. Тем не менее, доктор Моргенталер в своих публикациях использует термин «мужской климакс».
«Подобные термины полезно использовать в популярной литературе, потому что таким образом значительно проще объяснить широкому кругу читателей суть происходящих в мужском организме изменений», - говорит профессор.
Считается, что уровень тестостерона у среднестатистического мужчины снижается в среднем на 1% в год, начиная уже с четвертого десятилетия жизни, хотя эти темпы у разных мужчин разные. Но уровень мужского гормона может быть понижен и в результате имеющегося заболевания (гипогонадизм), связанного с яичками или с гипофизом.
Заместительная терапия тестостероном может обратить вспять изменения, связанные с гипогонадизмом. Однако применение тестостерона у здоровых в остальном мужчин – это предмет споров ученых. Доктор Моргенталер напоминает, что тестостерон – это не витамины, данный препарат связан с несколькими серьезными рисками, и в этом вся проблема.
Опасен ли тестостерон?
Профессор уверен, что лечение тестостероном необходимо для мужчин с симптомами, вызванными нехваткой собственного гормона, даже если нет задокументированной причины гипогонадизма, такой как опухоль гипофиза или заболевание щитовидной железы.
«Дефицит тестостерона сильно влияет на организм мужчины. Эффект одинаковый вне зависимости от того, известна причина гипогонадизма или нет. Представьте себе, если мы начнем отказывать пациентам в лечении гипертензии, ссылаясь на то, что причина их болезни неизвестна. Это же бессмыслица. Поэтому мы должны давать тестостерон мужчинам с соответствующими жалобами вне зависимости от того, вызвано их состояние опухолью гипофиза или старением организма», - пишет он.
Основной аргумент в пользу ограничения тестостерона – повышенный риск сердечнососудистых заболеваний у мужчин, которые принимают этот гормон. Ранее в этом году Администрация по контролю пищевых продуктов и лекарственных средств (FDA) заставила производителей указывать в инструкциях к препаратам тестостерона, что они повышают риск инфаркта миокарда и инсульта. Кроме того, агентство рекомендовало врачам назначать тестостерон только тем пациентам, у которых низкий уровень гормона вызван заболеваниями яичек или гипофиза, связанными с гипогонадизмом.
Еще до этого заявления FDA доктор Моргенталер и его коллеги провели систематический обзор всех доступных крупных научных исследований. Лишь в четырех работах авторы сообщали, что риск применения тестостерона у пациентов с «мужским климаксом» перевешивает пользу от лечения.
Среди положительных изменений исследователи отмечали:
-
Повышение качества жизни
-
Снижение общей смертности
-
Повышение толерантности к нагрузкам
-
Нормализация массы тела
Доктор Моргенталер уверен, что возможный риск сердечнососудистых событий, о котором говорят его коллеги, перекрывается положительными эффектами терапии. Скажем, нормализация массы тела способствует снижению риска инфаркта и инсульта, и с этим давно никто не спорит.
«В целом, заместительная терапия тестостероном способствует поддержанию здоровья мужчин. Тестостерон – это хорошее лекарство для подходящих пациентов. Нужно только правильно отбирать пациентов, которые подходят для лечения, и предлагать им попробовать», - пишет Моргенталер.
Доктор Моргенталер говорит, что миллионам мужчин до сих пор мешают получить правильное лечение разжигаемые некоторыми учеными страхи по поводу связи препаратов тестостерона с раком предстательной железы.
Несмотря ни на какие страхи, в США эта форма терапии становится все более популярной. За последнее десятилетие количество рецептов на тестостерон в этой стране постепенно растет, и сегодня примерно 2 миллиона мужчин получают гормон, в основном для лечения «мужского климакса».
Настоящая болезнь или жажда наживы?
На страницах журнала Journal of the American Geriatrics Society доктор Томас Перлс (Thomas Perls) и доктор Дэвид Хендельсман (David J Handelsman) пишут: «Продажи тестостерона в США составляли $324 миллиона в 2002 году, а в 2012 достигли уже $2 миллиардов. Количество купленных доз тестостерона возросло со 100 миллионов в 2007 году до 500 миллионов в 2012, и это без учета интернет-аптек и прямых продаж в клиниках».
Противники терапии тестостероном, упомянутые выше доктор Перлс и доктор Хендельсман, утверждают, что многократное увеличение потребления тестостерона в США и Канаде – это результат всепроникающей коварной рекламы и недостаточно жесткой позиции законодателей.
«Массовый маркетинг тестостерона вкупе с разрешением выписывать этот гормон при естественных возрастных симптомах приведут к печальным последствиям», - пишут исследователи.
Доктор Перлс, сотрудник Бостонского медицинского центра, считает, что фармацевтический маркетинг – это основная причина, по которой лечение тестостероном быстро приобрело популярность. По его словам, до 2000 года о возрастном гипогонадизме у мужчин практически не говорили, а таких диагнозов американские врачи и вовсе не ставили. Не говоря уже о назначении гормонов.
«Создается впечатление, что фармацевтические компании, врачи и интернет-индустрия почувствовали большие возможности в расширении рынка тестостерона и создали новую болезнь с распространенными неспецифическими симптомами», - смело заявляет доктор Перлс.
«Вместо 0,5% мужчин, у которых раньше эндокринологи диагностировали гипогонадизм, появились невероятные 40-80% мужчин с недостаточным уровнем тестостерона, который следует повышать», - продолжает доктор.
Такие симптомы, как снижение либидо, плохое настроение и низкая переносимость физических нагрузок, могут быть результатом того же ожирения и курения, но их все чаще списывают на дефицит тестостерона. Профессор Хендельсман говорит, что сегодня вместо последовательных и научно обоснованных шагов для избавления мужчины от настоящей первопричины этих симптомов все чаще назначают гормон, который должен исправить «тридцать лет жирных гамбургеров и сигарет» за один курс инъекций.
Критики уверены, что медицинские руководства, которые расширяют понятие гипогонадизма и включают сюда неспецифические возрастные проблемы, только упрощают подобную практику и способствуют повышению прибылей фармацевтических корпораций.
«Сегодня FDA перед назначением гормона роста требует от врача доказать наличие патологической основы дефицита этого гормона у пациента. То же самое должно распространяться и на лечение тестостероном. Есть заболевание – есть рецепт», - выражают свою позицию Перлс и Хендельсман.