Ученые из США предложили мышьяк для лечения рака.
Парадокс в том, что мышьяк — известный яд и канцероген, способный вызывать рак при длительном взаимодействии с организмом человека.
Несмотря на высокую токсичность, люди столетиями пытаются использовать коварный полуметалл в медицине.
Например, мышьяка триоксид (arsenic trioxide, ATO) до сих пор назначается в Соединенных Штатах и ряде других стран. Препарат под торговой маркой Trisenox с 2001 года одобрен FDA для лечения острой промиелоцитарной лейкемии.
Но сотрудники Медицинского центра Бет Израиль (BIDMC) в Бостоне предлагают расширить применение мышьяка в онкологии.
Доктор Кунг Пинг Лю (Kun Ping Lu) и его коллеги комбинировали триоксид мышьяка с «полностью трансретиноевой кислотой» (ATRA), известной как третионин. Результаты лечения острой промиелоцитарной лейкемии новой комбинацией ATO+ATRA были впечатляющими.
Механизмы клеточного взаимодействия ATO в комбинации с ATRA неизвестны, но эти препараты способны улучшить лечение не только лейкемии, но и других видов рака.
Подробности исследования публикует Nature Communications.
Мышьяк разрушает опухолевые ферменты
В клеточных моделях лейкемии, рака молочной железы и печени комбинация ATO-ATRA разрушала энзим Pin1.
Этот опухолевый фермент Pin1 регулирует химический сигналинг в злокачественных клетках. Он может активировать более 40 различных белков, в том числе влияющих на рост клетки. В нормальных клетках активность Pin1 строго регулируется, но при злокачественном перерождении он выходит из-под контроля. В раковых стволовых клетках это один из ключевых факторов метастазирования и развития резистентности к терапии.
Американские онкологи выяснили: триоксид мышьяка связывает фермент Pin1. Одновременно третионин, который также блокирует и разрушает Pin1, способствует проникновению АТО в клетки.
Наблюдение за генетически модифицированными мышами с отключенным геном Pin1 показало: животные без этого естественного стимулятора роста практически не болеют раком.
Длительное лечение комбинацией ATO-ATRA у таких животных не вызывало серьезных побочных эффектов. Это свидетельствует, что ингибирование Pin1 должно быть безопасным подходом.
«Наше открытие позволяет расширить применения соединений мышьяка для лечения рака. Добавление АТО к существующей терапии тройного негативного рака груди, гепатоцеллюлярной карциномы и других онкозаболеваний будет очень эффективным, особенно при Pin1-положительном раке», - считает Сяо Чжень Чжоу, соавтор экспериментальной схема терапии.