• Главная
  • ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
  • АРХИВ НОВОСТЕЙ
  • Показы мод
  • Выставки
  • Тренинги и семинары
  • Реклама
  • Контакты
  • RSS feed
  • Издается с 17 октября 2006 года

  • Развенчание мифов о старении
    Опубликовано: 2020-11-12 16:10:38

    Психологически старение держит людей мертвой хваткой с тех самых пор, как они осознали его существование, и хватка эта не ослабевает по сей день.

    Какое влияние это имеет на желание (или нежелание) людей разумно относиться к трагедии старения, а также пытался объяснить, почему иррациональное отношение к старению имело серьезную основу, пока не было никакой надежды победить старение, и почему теперь оно представляет такое трудно преодолимое препятствие?

    Но вот какое есть осложнение. Как уже говорилось, в последнее время достигнут такой уровень знаний, когда можно реально взяться за разработку терапевтических методов для победы над старением. Чтобы быть уверенным в сознательном восприятии, мы должны заблаговременно расправиться с одним особенно коварным свойством парадоксального отношения к старению: большинство людей в душе понимают, что на самом деле все же есть возможность в конце концов победить старение.

    В чем же здесь проблема? На первый взгляд может показаться, что задача этим облегчается, так как означает, что иррациональное отношение к старению поверхностно. Но, увы, самодостаточные заблуждения штука не простая. Точно так же, как это отношение парадоксально трактует желательность старения, чтобы примирить с ним человека, оно парадоксально понимает осуществимость победы над старением до тех пор, пока вероятность скорой победы остается низкой.

    Если вы осознаете, что есть хотя бы 1%-ный шанс побороть старение, пока вы (или кто-то, кого вы любите) еще живы, эта искра надежды заронит сомнения, и будет подтачивать ваше терпимое отношение к старению, как бы усердно вы ни пытались убедить себя, что стареть вовсе не так уж плохо. И наоборот, если вы свято верите, что старение непреложно, то будете еще крепче спать.

    Ключевыми в сказанном являются слова "до тех пор, пока вероятность скорой победы остается низкой". Когда же эта вероятность вырастает до существенной величины, есть смысл взяться за работу, чтобы еще увеличить шансы. Под работой подразумевается здесь, конечно, не только и не столько собственно научно-исследовательскую деятельность, а просветительские, агитационные действия, помогающие другим (не в последнюю очередь тем, от кого зависит финансирование науки) очнуться от заблуждений. Напротив, если вероятность победы над старением действительно очень мала, несмотря на все старания, то чаша весов, балансирующих между ценой и выгодой, сместится в другую сторону, в пользу иррационального отношения к существованию шанса на победу при всех "за" и "против" старения.

    Расхожее представление о старении как о специфическом феномене, отличном от других состояний здоровья и недоступном даже теоретически для возможностей медицины, не соответствует установленным фактам. Старение непреложно, а потому и нечего из-за него переживать, но уже неспособного верить. Вероятность победы над старением в обозримом будущем не только отлична от нуля, но и достаточно высока, чтобы оправдать разрушительное вмешательство в представления о старении. Оправдать - поскольку, лишившись иллюзий, вы - да, именно вы - сможете повлиять на скорость наступления победы над старением. А результат этих усилий намного перевесит душевный комфорт, который находили бы в своей прежней уверенности, что старение непобедимо.
    Иллюзорная грань между старением и болезнью
    Обычное дело - умереть от старости, но, если верить тому, что пишется во врачебных заключениях о смерти, в наше время это редкая причина перехода в мир иной. Формулировка "смерть от естественных причин" была общепринятой для тех случаев, когда человек умирал в пожилом возрасте без явных идентифицируемых патологических изменений в организме. Однако теперь она считается недопустимо неинформативной, и официальные лица, которым положено свидетельствовать смерть, должны представлять более конкретные сведения.

    Но всем известно, что и в самом деле очень мало кто расстается с этим миром не из-за сердечного приступа, воспаления легких, гриппа, рака или инсульта, а по "естественным причинам": тихо-мирно, во сне, просто потому, что сердце перестало биться - такие "счастливчики", несомненно, умирают от старости.

    Выявление серьезного искажения фактов совершается - зачастую ненамеренно, - очень многими ведущими исследователями в области биогеронтологии (науки о процессе старения). Это искажение вообще уже было замечено как ужасная ошибка, но катастрофические последствия для биогеронтологии все еще чувствуются и, вероятно, будут сказываться многие годы.

    В 50-х - 70-х годах, когда геронтология оформлялась как законная биологическая наука, сложилась привычка рассматривать старческие немощи двояко: с одной стороны, как возрастные заболевания, с другой - как "собственно старение". Основанием для этого разделения считалось то, что стареют все, но не все страдают возрастными заболеваниями. Однако истинным мотивом служило чисто практическое соображение: отграничивая свою собственную область знаний, геронтологи рассчитывали и на финансовую самостоятельность.

    И такое отграничение удалось. В США был создан (как говорят, пока президент США Ричард Никсон не обращал особого внимания) Национальный институт старения. Вроде бы это хорошо. Но - хорошо, да не очень. Всем геронтологам отлично известно, что заболевания, называемые возрастными, на самом деле с возрастом связаны лишь внешне: они отмечаются преимущественно у пожилых людей потому, что развиваются из-за старения или, другими словами, потому, что старение представляет собой не более и не менее как совокупность ранних стадий различных "возрастных" заболеваний. Геронтологи знали это и тогда. И им следовало бы видеть, что, размахивая лозунгом "Старение не болезнь", они сами перед собой возвели колоссальное препятствие.

    Власть имущие задались вопросом: "Если это не болезнь, то чего ради тратить деньги на борьбу с ним?" Такое отношение, начавшись десятки лет назад, сохранилось по сей день, и непохоже, чтобы оно менялось. Сейчас геронтологи кричат на всех углах, что, если отодвинуть старение хотя бы немного, это даст гораздо большую выгоду для здоровья, чем победа над отдельными заболеваниями. Но им снова и снова отказывают в денежной поддержке. Именно некорректные выступления и неверная политика геронтологов в предыдущие десятилетия спровоцировали закрепившееся сопротивление простой, очевидной (и общепризнанной среди специалистов) истине: отодвинуть старение потенциально выгодно.

    Возрастные заболевания - это просто следствия старения. Старение происходит с разной скоростью как в пределах одного организма, так и у разных индивидов и у разных видов живых существ.
    Почему старению не нужны часы
    Из того факта, что какая-то часть людей умирает от "естественных причин", а не от конкретных болезней, на первый взгляд следует, что процесс старения независим от болезней: нечто увеличивает подверженность человека заболеваниям (и потому заболеваемость в пожилом возрасте увеличивается), и это нечто само приводит к смерти, если никакая болезнь его не опередила. Но такое рассуждение верно лишь отчасти. Действительно, пожилые люди более восприимчивы к инфекционным заболеваниям, потому что при старении ухудшается иммунная система.

    Однако возрастные заболевания в большинстве своем неинфекционные, а полностью или преимущественно внутренние; инфекция, если и присутствует, то как дополнение. Возьмем, например, рак. Некоторые раковые заболевания поражают молодых людей, но, как правило, рак редко начинается ранее 40 лет (за исключением случаев генетических дефектов - врожденных нарушений репарации ДНК). Некоторые раковые заболевания вызываются вирусной инфекцией; наиболее известен в этой группе рак шейки матки, вызываемый вирусом папилломы человека.

    Однако в основном раковые заболевания обусловлены тем, что со временем в хромосомах накапливаются мутации. Мутации неизбежны - так уж устроены живые организмы. Чаще всего они возникают во время удвоения хромосомной ДНК в процессе деления клетки. Таким образом, накопление мутаций - это часть старения, а рак - его следствие или, если угодно, часть поздних стадий старения.

    Звучит несложно, правда? Но в подтексте вышесказанного - неявное предположение (распространенное и среди биологов), что старение - это загадочное явление, качественно отличное от любого заболевания и не поддающееся биологическому объяснению. Такому предположению есть несколько основных резонов.

    medbe.ru



    Внимание!!! При перепечатке авторских материалов с Pannochka.net активная ссылка (не закрытая в теги noindex или nofollow, а именно открытая!!!) на портал "Издание для девушек и женщин от 14 до 35 лет Pannochka.net" обязательна.


    E-mail:
    info@pannochka.net
    При использовании материалов сайта в печатном или электронном виде активная ссылка на pannochka.net обязательна.