Влияние желез внутренней секреции на обмен воды сказывается прежде всего в изменении гидрофильности коллоидов тканей, т. е. их способности к набуханию. Кроме того, в современной эндокринологии существует представление о непосредственном влиянии гипофиза на обмен воды и солей. Однако усиленное выделение воды, наблюдающееся в некоторых случаях клинической и экспериментальной недостаточности мозгового придатка, по-видимому, зависит скорее от нарушения функций некоторых отделов центральной и вегетативной нервной системы.
Влияние внутренней секреции на рост и развитие организма еще более сложно, чем ее роль в химической регуляции жизненных процессов в его взрослом состоянии. Это влияние начинается с момента зачатия, при посредстве гормонов материнского организма; оно суммируется с влиянием гормонов плода после появления у последнего системных, координированных физиологических отправлений. Чисто гормональные влияния на идиоплазму не подлежат сомнению. Они направляют и координируют эволюцию зародыша, и наличность этих влияний является лучшим доказательством необходимости дополнения теории детерминантов, или генов, эпигенетической теорией, согласно которой начинающимся с первым клеточным делением зародыша химическим процессам необходимо приписать весьма важную роль в определении функциональных и морфологических свойств будущего организма.
Целый ряд эндокринных желез вырабатывает гормоны роста. Усиление (сопровождающееся, возможно, и нарушением химизма) деятельности мозгового придатка вызывает у растущего организма чрезвычайное, но равномерное усиление роста — гигантизм, а у взрослого усиливает рост конечных частей скелета, давая картину так называемой акромегалии, увеличивается при этом и объем внутренних органов. Напротив, недостаточность гипофиза является нередко причиной карликового роста, часто в сочетании с ожирением, запаздыванием полового развития и общим телесным и психическим инфантилизмом.