Правда ли, что гипноз лечит алкоголизм и наркозависимость? Можно ли вылечить человека без его воли? Чем смородина лучше киви? Почему йоги считают релаксацию панацеей? Как перегрузки в школе бьют по здоровью детей?
Об этом и многом другом рассказал глава Московской школы гипноза Геннадий Гончаров.
— В понимании человека далекого гипноз — это сцена, гипнотизер делает пассы, человек входит в состояние транса и начинает что-то вспоминать, рассказывать, либо плакать…
— То, что демонстрируют нам средства массовой информации, это, скорее увод от действительности. Гипнолог — это человек, который обладает очень сильной волей, который победил многие пороки, страсти, чувственные тенденции. Я лишь приведу собственный пример. Я не ем мясо, курицу, рыбу, вместо кофе и чая пью обычную воду: в них присутствует кофеин, а он ведет к искусственному возбуждению, истощению нервной системы. Человек, который смог взять под контроль свои возможности, может влиять на других.
— Вам не нужны никакие дополнительные средства активизации способностей?
— Я не считаю целесообразным использовать стимуляторы. Значительно важнее уделить внимание правильному питанию. Мы можем есть киви, которые привезли из Новой Зеландии, но витамин С из него не совсем хорошо усваивается теми, кто живет здесь. А вот смородина усваивается лучше. То, что выросло под нашим солнцем, то, что достигло пика своей зрелости — вот источник жизненных сил.
— Приходится много времени уделять тому, чтобы отслеживать, что выросло правильно и что выросло у нас.
— А люди хотят быть здоровыми? Если мы будем мечтать, но ничего не будем делать, то ничего и не будет. Нужно прилагать определенные усилия в правильном направлении — и мы получим хороший результат.
— То есть вы не работаете с теми, кто ест киви?
— Да нет, почему же. Я убеждаю, мотивирую, объясняю. Но прежде я выясняю, готов ли человек к новой жизни, к новым поступкам, готов ли он избавиться от болезни, к которой уже привык. Ведь многим людям даже выгодно болеть.
— Люди к вам приходят на прием, и вы с ними разговариваете, кладете их на кушеточку, говорите им "засни", а потом начинаете с ними общаться?
— Каждый раз я разбираюсь. Если я смогу за один-два сеанса по 10-15 минут избавить человека от табакокурения или алкогольной зависимости вместо того, чтобы месяц объяснять, как он должен себя вести, я это делаю. Это называется "пакетная передача информации". В подсознание вбрасывается то, что я думаю, что я чувствую, как я на это смотрю. Лишний вес — та же история. И новая беда — компьютерная зависимость. Сейчас мы разрабатываем специальные гипнотехнологии избавления детей от нее.
— А если компьютер убрать?
— Попробуйте! Ребенок просто убежит из дома,
и родители будут искать его по подвалам. Нужно работать, внушать, убеждать, влиять, вытеснять один образ другим — и только так. Был бы результат.
— Почему же тогда до сих пор не побежден алкоголизм — одна из главных болезней России, если есть такой простой способ лечения?
— Настоящих гипнологов мало, а специалистов, которые хотят на этом заработать, много. Это просто очередной бизнес.
— Люди, с которыми вы работаете, часто оказываются в состоянии транса. Насколько оно для человека опасно или полезно? Не может ли оно повлечь необратимые последствия для личности?
— Видимой опасности исследователи пока не обнаружили. Особенно интересен в этом смысле аутотренинг, самогипноз, который относится к мягким технологиям глубокой релаксации. Он пришел к нам из древней Индии, из раджа-йоги. Высшая ступень аутогенной тренировки — это вообще чистая раджа-йога, то есть работа с образами. Но и здесь есть свои нюансы: нельзя перескакивать на вторую ступень, не пройдя первую. Основная задача аутотренинга в том, чтобы как можно лучше расслабиться. Ведь мы бываем напряжены, даже когда спим. Если же человек расслабится, он хорошо отдохнет, наберется сил, будет полон энергии. На одной из стадий аутогенной тренировки появляется тепло в руках и ногах. Это означает, что кровь из депо, из селезенки, из печени идет в систему: расширяются сосуды, тепловизор показывает чакры — жизненно важные центры. На самом деле это факт, гигантская разница в температурах может быть. У певцов, например, сильно греется горловая чакра. Если человек научился расслабляться,
он быстро засыпает, крепко спит. Разогрев крови приводит к усилению иммунитета. При аутогенной тренировке человек сам себя регулирует, учится успокаивать сердце, дыхание, там много позитивных моментов. Аутотренинг — это однозначно хорошо.
— Аутогенная тренировка — это легкая степень. А те, над кем были проведены серьезные сеансы? Насколько это опасно?
— Иногда введение в транс используют секты. Это вредно: происходит сужение сознания. Человеку внушают: "ни с кем не общайся, слушай только нас". Одно время у нас была секта "Белое братство", с последствиями деятельности которой мне пришлось работать. Ко мне стали приводить детей, которым внушили, что они ни с кем не должны общаться, особенно с психологами, не должны слушать родителей. Но клин вышибают клином: спас компьютер. Я стал с ними разговаривать о компьютерах. А дети очень тонкие существа. И на то, что их очень сильно интересует, для них запретов нет. Я говорю: "Ой, как ты хорошо во всем разбираешься! Ты, наверное, можешь все настроить? А то я никак не разберусь с фотоаппаратом". И все: дети разговорились, запрет удалось снять. Фактически здесь использовался метод гипнотического убеждения, а не транс. Дети понимают логику, здравый смысл. Есть методы правильного внушения, когда человеку внушают правду, истину.
— Говорят: наркотики — плохо, общество — против. Но все мы видим, как обстоят дела на самом деле.
— Здесь все средства хороши. В гипнозе есть методы, с помощью которых можно стереть психическую зависимость от наркотиков. Можно очистить кровь,
пройти процедуры в клиниках, а вот очистить мозги мало кто умеет. Гипноз — не панацея, но довольно хорошее средство. Если обучить психологов и психотерапевтов методам гипноза, то вылечить наркомана будет значительно легче.
— У вас есть замечательная мысль по поводу отличников и троечников. Я слышала, что троечники более успешны в жизни, но считала, что это потому, что отличник все учит, он не очень гибкий, а троечнику приходится все время выкручиваться, чтобы получить хорошую отметку. А вы говорите, что когда ребенок начинает слишком интенсивно учиться, он ко взрослому возрасту просто устает. Как вы к этому пришли?
— Случайно. Я увидел в газете аттестат Виктора Степановича Черномырдина: одни тройки. А он стал председателем "Газпрома"! Потом я узнал, что Билл Гейтс тоже не очень хорошо учился. Он просто сидел, смотрел в окно — и вот родилась операционная система Windows. Все это факты. Я разрешаю своему ребенку пропускать одно занятие в неделю. Дети устают, они тратят жизненные силы, а им еще предстоит институт. После 25 лет у людей не остается топлива, энергии, они истощились и опустошились. Нам нужно подумать о том, как защитить наших детей от переутомления. Кондиционеры, компьютеры, повышенный электромагнитный фон, смог — все это подавляет деятельность нервной и иммунной систем. Так мы получаем недееспособных членов общества, а троечники, которые отлынивали, увиливали и прогуливали, сохраняют больше жизненных сил. Я обращаюсь к родителям: не перегружайте детей английским, французским, музыкой и пением! Сделайте все, чтобы их разгрузить, дайте детям стать детьми. Верните им детство!
Елизавета Лаврентьева