Для сибиряков и жителей тундры крупная пернатая дичь представлена в большем разнообразии. Белолобый гусь, сухонос, пискулька, черпая и краснозобая казарки все еще имеют здесь промысловый интерес. Все гуси отличаются постоянством пар. Гнезда свои устраивают близ водоемов, в кладке от 3 до 5 светлых яиц. Роль наседки всегда берет на себя самка. Стоит только появиться маленьким пуховичкам, как они уже прекрасно умеют и плавать и нырять. На крыло становятся в двухмесячном возрасте.
Несравненно проще увидеть на воле диких уток. Почти нет такого болота, озера и лимана, где бы они не водились. В отличие от гусей самцы уток (селезни) окрашены ярче самок и только в пору линьки несколько похожи на них. Самая замечательная среди пресноводных уток — кряква, от нее произошли домашние утки. Хорошо известны также чирки: свистунок и трескунок. Утки эти мелкие, не больше голубя. Свистунок селится на лесных болотах, а трескунок — в гуще травяных болот, затерянных на открытой местности.
Более редкие виды уток — широконоска, свиязь и шилохвость встречаются как в лесной зоне, та^ и в тундре. На Амуре местные знатоки природы любуются мандаринкой, на редкость живописной птицей. Особенно ярко разодеты селезни, у которых к тому же на крыльях есть торчащие изогнутые перья. Мандаринка вьет гнезда в дуплах деревьев.
Кроме обычных пресноводных уток у нас обитают еще и так называемые нырки. На чистых озерах это гоголь, а на заросших и закочкаренных — хохлатая чернеть. Кстати, гоголь, как и мандаринка, селится в дуплах деревьев, занимая там гнезда ворон и сорок.
Но, пожалуй, всех примечательней из1 нырков гаги. Именно они выстилают гнезда необыкновенно мягким пухом. Гагачьим пухом утепляют куртки, спальные мешки и одеяла для полярников. Водятся гаги на побережье северных морей, в Кандалакшском заливе и на Соловецких островах Белого моря. Охота на гагу повсеместно запрещена.
Гуси и утки — гордость наших озер и заливов.
http://pannochka.net