Особенности ряд новейших экспериментальных данных по физиологии и патологии вегетативной нервной системы. Последняя решительно торжествует. Эндокринология начинает чувствовать потери, понесенные ею на этом фронте: эндокринная система спешно переименовывается в эндокринно-нервную. Будущее покажет, долго ли последняя станет терпеть этот навязанный ей придаток. Со стороны рабочих клеток исполнительных органов ей самой грозит уже немалая опасность.
Это расширение грозит скомпрометировать самое понятие. Не удивительны поэтому со стороны эндокринологов попытки спасти положение внесением некоторых ограничений. Одну из таких попыток делает Глей в только что вышедшем третьем издании его книги «'Les secretions internes», стараясь точно определить условия, делающие из желез внутренней секреции специальную физиологическую систему.
Морфологически эти органы, по Глею, должны состоять из железистых элементов, ориентирующихся на выносящие сосуды органа. Однако самому автору приходится сознаться, что хотя печень и поджелудочная железа имеют выводимые протоки, но являются железами с внутренней секрецией, так же как и вырабатывающая секретин слизистая оболочка двенадцатиперстной кишки. Немалый компромисс, по его мнению, заключается в признании гемолимфоидных органов — селезенки и зобной железы—органами внутренней секреции, хотя селезенка и вырабатывает вещество, превращающее трипсиноген в трипсин, как это показал еще А. Герцен.
Существуют, по Глею, железы одновременно с внешней и внутренней секрецией, железы с внешней секрецией, но с секретом, предназначенным для внутреннего употребления, железы внутренние—внешней секреции и, наконец, железы чисто внутренней секреции. Нет надобности, мне кажется, останавливаться на критике этой попытки классификации.