Резюмируя значение исследований Хилла для выяснения механизма мышечного сокращения, проф. Самойлов склонен присоединиться к точке зрения Фюрта: «Если бы мы пожелали теперь выбрать из всего сказанного то, что более вероятно, что менее всего может встретить возражений, то следовало бы сказать, что мышечный механизм основан на хемодина-мическом принципе, что молочная кислота вызывает набухание анизотропного вещества фибрилл и их сокращение».
Дальнейшим крупным шагом вперед в выяснении хемодинамики мышечного сокращения было установление Эмбденом значения гексозо-дифосфорной кислоты как лактацидогена и изучение судьбы образующейся в мышце молочной кислоты. Как мы видели, образование в мышце молочной кислоты является необходимым условием сокращения. Однако еще Флетчер и Хопкинс установили значительное накопление молочной кислоты в утомленной мышце и предохраняющее действие кислорода против этого накопления.
Избыток необходимой для сокращения молочной кислоты вызывает в мышце явления утомления. Устранение этого избытка создает своеобразный круговорот молочной кислоты.
По Эмбдену, содержание молочной кислоты в работавшей мышце не всегда и лишь незначительно превышает содержание ее в мышце при покое. Какова же судьба образующейся в избытке при мышечной работе молочной кислоты?
Мейергоф показал, что отношение уносимой кровью молочной кислоты к окисляемой в мышце у лягушки равно 4,6. Можно думать, что у теплокровных животных количество окисляемой в мышце молочной кислоты значительно больше. Как мы видели, для этого мышца требует значительного подвоза кислорода.
Сам собой напрашивается вывод, что создание в самих мышцах «и в крови достаточного запаса кислорода является одним из существеннейших профилактических условий, в особенности для предупреждения острого утомления при кратковременной, но крайне напряженной мышечной работе.