Совершенно невозможно, например, установить различие между гормонами и парагормонами, отбросами клеточного обмена. Ангидрид угольной кислоты обладает всеми признаками гормона, отличающегося удивительной специфичностью своего действия на дыхательный центр. Его выработка необходима, он является специфическим возбудителем одной из важнейших функций. Нужно помнить, что не только избыток СО2 в крови возбуждает, но и что его недостаток вызывает паралич дыхательного центра. Возражение, что С02 содержится в крови в значительном количестве, тогда как гормоны и гармозоны — в очень малом, не может иметь значения, тем более что дыхательный центр обнаруживает большую чувствительность к колебаниям парциального давления С02 в крови, если только дело идет здесь не о гораздо более резких ритмических колебаниях концентрации С02 в самих нервных клетках.
Не существует принципиальной разницы и между гормонами и гармозонами. Никто не сомневается в настоящее время в том, что гармозоны щитовидной железы являются в то же время диссимиляторными гормонами. С другой стороны, влияния гармозонов и витаминов пищи на физиологическое состояние организма представляет ряд аналогий. Здесь нельзя уже говорить и о количественных различиях, так как витамины действуют в минимальных дозах.
И витамины и ангидрид угольной кислоты вполне удовлетворяют и другим характерным признакам гормонов и гармозонов: они не вызывают явлений привыкания, анафилаксии, не являются антигенами, не обладают видовой специфичностью.
Я хотел бы здесь же отметить, что и так называемые нутритивные секреты не лишены свойств гормонов, обладают способностью возбуждать чисто химически специфическую функцию. Повышение концентрации глюкозы в крови стимулирует гликогенообразовательную функцию печени.