Акромегалия не исчерпывается описанными нарушениями роста. Отнюдь не являясь типом патологической конституции, акромегалия есть несомненно патологическое конституциональное состояние организма в том смысле, что при этом заболевании ни одна физиологическая система организма не остается нормальной: гипертрофия сердца и тахикардия, нарушения кровяного давления, свидетельствующие о слабости сердечной мышцы, раннее развитие артериосклероза, расстройства пищеварения, запоры, нарушения функции почек, понижение libido sexualis и способности к зачатию, апатия, адинамия.
Понижение границы ассимиляции углеводов, расстройства пуринового обмена указывают на недостаточность печени. Весьма нередко присоединяются явления diabetes insipidus, симптомы микседемы.
В патогенезе кризиса современной эндокринологии подобные «отсутствия возможностей» играли и играют немалую роль. Зато нельзя не согласиться с Цондеком, когда он предполагает, что определенное физико-химическое состояние тканей, — я позволил себе добавить — соединительной ткани, — на периферии тела создает возможность необычного действия гормона гипофиза.
Едва ли можно рассматривать акромегалию как чистую форму гиперпитуитаризма в зрелом возрасте. Наличность одновременно симптомов гипер- и гипофункции мозгового придатка в клинической картине акромегалии заставляет ближайшую причину болезни видеть в диспитуитаризме. Существование причинной зависимости между акромегалией и нарушением функции придатка мозга подтверждается и попытками терапии: рентгенизация гипофиза в некоторых случаях временно останавливает, а экстирпация его прекращает дальнейшее развитие симптомов. Следует подчеркнуть, что экстирпация гипофиза при акромегалии совершенно ясно показала полную возможность существования взрослого человеческого организма без гипофиза.