Отчего бы заодно не признать и свинцовую кайму следствием гиперадреналинемии? Тем более, что определить гиперадреналинемию ни химически, ни биологически сколько-нибудь точно не (представляется возможным за отсутствием методов, которые давали бы достоверные результаты.
Увлечение гипертенсивным и спазматическим действием адреналина повело к предложениям удалять один надпочечиик пои спонтанной гангрене (Оштсль) и при эпилепсии (Фишер). В моей статье «Insufficientia suprarenalis и gangraena spontanea», как видно из заглавия, я указал на случаи, когда спонтанная гангрена имела место при наличности не гипер-, а гипофункции надпочечников. Клинические явления острой недостаточности надпочечников после односторонней эпинефректомии подтверждены были посмертно патогистологическим исследованием оставшегося надпочечника.
Впервые Гулеке высказал гипотезу о спазмогенном значении надпочечных желез, испытав влияние эпинефректомии и впрыскивания адреналина на течение паратипеопривной тетании.. Исследовавший этот вопоос в моей лаборатории Л. Р. Перельман не мог подтвердить данных опытов Гулеке. В дальнейшем Фишер, сделавший наблюдение, что односторонняя эпинефректомия значительно ослабляет возникновение у кроликов судорог под влиянием вдыхания амилнитрита. предложил одностороннюю эпинефректомию при эпилепсии. Эти реакции, по наблюдению Сиерра» часто отмечаются при меланхолии, в меланхолическом периоде маниакальнодепрессивного психоза, при кататонических формах dementia ргаесох. Эти эмотивпые реакции на адреналин не всегда являются простой субъективной перцепцией соматических расстройств, вызывающей неопределенное эмоциональное состояние; часто они связаны с определенными психическими переживаниями.