Когда организм крепок и молод, врач с нетерпением, но без страха ждет кризиса у постели больного. Современные эндокринологи также могут без боязни глядеть в будущее своей науки. Построенная на здоровых основаниях экспериментальной физиологии и патологии, обогатившая биологию учением о химической регуляции жизни организма и целым рядом интересных и важных фактов из области учения об обмене веществ, о деятельности нервной системы, о механизме морфогенеза, современная эндокринология должна заново критически пересмотреть свое содержание. И тогда, освободившись от наслоений, которые так часто вызывают тягостное недоумение, она прочно займет подобающее ей почетное место в главе физиологии и патологии обмена и, сменив ореол претенциозной таинственности на обязательную простоту знания, откроет ряд новых блестящих страниц в этой интереснейшей области биологии.
Нельзя не приветствовать этих первых шагов в сторону здравого смысла и не пожалеть, что у Бауэра, путем анализа понятия конституции нашедшего, наконец, выход из эндокринологического лабиринта, еще так мало спутников среди эндокринологов.
Как видно из всего изложенного, современная эндокринология серьезно больна и в данный момент находится несомненно в критическом периоде болезни. Чтобы стать здоровой, ей прежде всего необходимо освободиться от переживаемого ею маниакального состояния, эмансипироваться от врывающихся в пес вихрей фантастических гипотез, устраняющих возможность критического суждения, отказаться от догматизирования часто плохо проверенных экспериментальных и особенно клинических наблюдений и распространительного толкования их значения, отказаться от претензий на исключительное, доминирующее положение в физиологии и патологии, т. с. отказаться от власти, с которой она не в силах справиться.