Возвратимся, однако, к сравнению организма с термостатом. Утверждение, что механизмы регуляции температуры обоими «точно» соответствуют друг другу, свидетельствует лишь о том, что автор сравнения или неясно представляет себе основные черты механизма регуляции тепла в организме, или не знаком с устройством термостата. Не исключена, впрочем, возможность того и другого.
Термометр в термостате нужен не для регуляции тепла, а для установки лаборантом терморегулятора на определенную температуру. Когда это сделано, термометр можно убрать, так как на самый регулятор он без посредства лаборанта не способен оказать никакого влияния, а в самом регуляторе имеется своего рода неградуированный обычно термометр — ртуть, металлическая пластинка и т. п., которые, изменяя объем, открывают или затрудняют доступ тепла к термостату. Напротив, Дрезе-лю необходим мозговой термометр, которому он, однако, не дает полномочий самому регулировать температуру, а устанавливает для этого особый терморегулирующий центр. Из этого, по-видимому, можно заключить, что клетки терморегулирующего центра, по Дрезелю, сами остаются не чувствительными к изменению температуры крови. Несомненно, однако, что в организме нет ни одной клетки, которая не обладало бы способностью реагировать биохимически на колебания температуры.
Неудачно сравнение с термостатом и во втором его пункте — сравнении осуществления самой регуляции температуры. Организм пользуется для этого при физиологических условиях, по преимуществу, изменениями теплоотдачи, влиять на изменения которой термостат не имеет возможности. Дрезель же, хотя и говорит одновременно о координированных изменениях теплоотдачи и теплопродукции в организме, сущность действия теплорегулирующего центра видит в его влияниях на подчиненные ему центры обмена. На периферии в местах образования тепла эти влияния, по его мнению, осуществляются при посредстве антагонистичных нагревающей симпатической и повышающей теплоотдачу и тормозящей теплопродукцию парасимпатической систем.