Учение об эндокринно-нервной регуляции и специфичности вегетативных центров обмена стремится распространить свое влияние на все проявления нормальной и патологической жизни организма. Под влиянием этого учения получает права гражданства и «новая» теория инфекционной лихорадки. Эта теория видит причину лихорадки в токсическом влиянии возбудителя инфекции на тепловой центр и связанные с ним эндокринные органы, вырабатывающие «нагревательные» гормоны (щитовидная железа, гипофиз, надпочечники). Она не верна, эта теория, поскольку не верна и гипотеза о существовании обособленного специфического теплового нервного центра. Отрицание этой теории не означает, однако, отрицания влияния вегетативных центров на возникновение и течение лихорадки. Напротив, нам хотелось бы особенно подчеркнуть огромное значение состояния вегетативной нервной системы в борьбе организма с инфекцией, распространяющей свое влияние не только на температурные расстройства, но, как это ясно из всего сказанного выше, решительно на все функции организма.
Это в одних случаях заканчивается атрофией слизистой оболочки, в других, напротив, вызывает усиленное ее разращение (атрофический и гипертрофический катар).
Не удивительно поэтому, что многих исследователей захватывала кажущаяся целесообразность последовательных явлений при воспалении, и сам процесс не раз трактовался с телеологической точки зрения.
Не всегда, однако, воспаление заканчивается гибелью микробов,, восстановлением на месте инфекции физиологической нормы, а для всего организма — развитием невосприимчивости к данному виду микробов. Во многих случаях заразное начало разрушает все возникшие в процессе воспаления на его пути преграды, проникает с током лимфы — а возможно, и внутри не убившего его фагоцита — в кровь и вызывает общее заражение организма или образование ряда новых очагов воспаления.