Приводятся основания, побуждающие меня избрать в качестве такой базы физиологическую систему соединительной ткани.
Учение о конституциях человека только тогда может сохранить полноту своего значения для клинической патологии, когда оно будет предоставлять данные для прогноза и когда его положения станут доступны экспериментальной проверке. Мне кажется, что физиологическая система соединительной ткани, рассматриваемая в качестве конституциональной базы организма, способна выдержать оба эти испытания.
Весьма важно было также по возможности выяснить роль эндокринно-нервной системы как динамического фактора конституции, центрировавшего па себе внимание современных исследователей. Диализ этой стороны вопроса привел нас к заключению, что этому фактору принадлежит огромная роль, преимущественно, однако, в образовании тех или иных конституциональных состояний организма.
Одновременно нами была подчеркнута роль периферических рабочих органов в регуляции жизненных процессов в организме и деятельности самого эндокринно-нервного аппарата. При этом было указано, что регуляция эта достигается при посредстве ритмической смены состояний гипер- и гипосимпатикотонии.
Я должен сознаться, что в эту часть своей работы я внес известную долю субъективизма, и заранее выражаю признательность тем, кто укажет мне мои ошибки. Я не видел другого выхода из того логического конфликта с модными в настоящее время теориями, вышедшими из клиники Крауса, к которому меня привело их изучение.
Наконец, необходимо было рассмотреть вопрос о влиянии среды жизни на конституцию, которая представляется нам понятием динамическим и, следовательно, изменчивым. Принципиальное значение этого вопроса рассмотрено мною в начале шестой главы.