Изучение борьбы организма с инфекцией показало, что организм направляет свои усилия не только на уничтожение микробов, но способен также вырабатывать вещества, нейтрализующие их яды. Свойства этих ядов, токсинов и эндотоксинов, уже были вкратце рассмотрены нами выше.
Микробные яды специфичны в том смысле, что прежде всего далеко не все виды животных чувствительны к их токсическому действию. Далее, и в чувствительном организме токсины обнаруживают неодинаковое сродство к его различным клеточным элементам. Неодинакова также и восприимчивость клеток к токсическому действию яда.
Так, например, впрыснув ящерице, невосприимчивой к столбняку, столбнячный яд, можно обнаружить в ее крови, спустя два месяца после впрыскивания, такое количество токсина, что 0,1 мл этой крови вызывает у мыши столбняк со смертельным исходом. Связывание яда тка-иями может быть демонстрировано in vitro. Так, можно извлечь на холоду из раствора при посредстве эритроцитов бактерийные гемолизины, не извлекая других ядов. Тетанотоксин и токсин ботулизма связываются эмульсией вещества мозга. В некоторых случаях можно доказать, что токсины связываются также веществом органа, на который яд не производит токсического действия. Так, печень и селезенка кролика фиксируют на себе яд столбняка. Эти же органы морской свинки не обладают такими свойствами. Факт этот не остается, по-видимому, без влияния на чувствительность обоих видов животных к столбняку.
Фиксация яда тканями обычно настолько прочна, что вновь отделить токсин невозможно. Это обстоятельство говорит в пользу образования химического соединения между частицами токсина и клеточной плазмой. Есть, однако, наблюдения, показывающие, что связывание яда может происходить и путем его абсорбции.