В реакциях на неспецифическую вакцинотерапию и протеинотерапию мы имеем объективные доказательства ее возможности.
К явлениям этого же рода следует отнести и весьма интересное наблюдение, что, иммунизируя, например, кролика, печенью или сердцем морской свинки, можно получить гемолизин для коз или баранов. Биохимическое сходство гетерогенных антигенов несомненно может быть одной из причин явлений параиммунитета. Таким образом, в этих явлениях правильнее видеть не опровержение, а новое подтверждение специфичности реакций иммунитета, под которой надо разуметь их строгую био- и физико-химическую детерминированность.
Специфичность, т. е. строгая физико-химическая детерминированность в отношении объекта, остается, таким образом, характерной для реакций иммунитета. Из всех коллоидных веществ такую специфичность мы находим только у ферментов.
Сколько-нибудь подробный разбор этих физико-химических теорий иммунитета потребовал бы здесь слишком много места. Не подлежит сомнению, что компоненты реакций иммунитета относятся к коллоидам и законы физики коллоидных веществ не могут не распространить и на них своего влияния. Между тем в настоящее время накопляется все больше данных, говорящих за весьма серьезное участие этого микроба в патогенезе сыпного тифа.
Оставляя, однако, в стороне этот несомненно неудачный пример, необходимо констатировать, что почти всякая инфекция достаточной интенсивности вызывает аллергические состояния организма, к числу которых можно отнести и продукцию антител (агглютининов, лизинов) для микробов, не являющихся возбудителем данного заболевания. При этом дело идет или о хорошо известных, например для брюшного тифа, явлениях групповой агглютинации, или о способности организма к поливалентной стимуляции.