Дальнейшим крупным шагом вперед в изучении анафилаксии было установление факта, что парентеральное введение ничтожных и совершенно неядовитых доз белковых растворов (а по моим данным, также и липоидных эмульсий), например 0,01 мл и даже 0,000001 мл лошадиной сыворотки или молока, создает у морских свинок состояние анафилаксии, и вторичное парентеральное введение большой дозы вызывает у такой повышенно чувствительной, апафилактизированной или сенсибилизированной свинки остро развивающиеся явления анафилактического шока.
Эти факты и ряд других, легших в основу современного учения об анафилаксии, установлены были прежде всего исследованиями Отто, Розенау, Андерсона и Безредка. Толчком для их исследования послужил так называемый феномен Теобальда Смитта, сделавшего наблюдение, что морские свинки, служившие для определения силы антидифтерийной сыворотки и получавшие смесь токсина с антитоксической сывороткой, обнаруживают повышенную чувствительность к лошадиной сыворотке.
Однако гипотеза последнего, что под влиянием сенсибилизации в клетках образуется какое-то особое вещество (антисенсибилизин), которое при встрече с сенсибилизогеном (антигеном) механически вызывает шок вследствие быстрого соединения антигена с его антителом внутри клеток, также не кажется мне достаточно обоснованной и по существу не имеет преимуществ перед теорией внутриклеточной преципитации.
Механизм интрацеллюлярного инактивирования комплемента согласуется с современными представлениями о выработке антител. Необходимым условием накопления в клетке большого количества иммунтел является усиленная продукция клетками рецепторов под влиянием повторного стимулирования ее достаточными дозами антигена. В этих случаях клетка как бы переполняется иммунтелами и, оставаясь насыщенной ими, избыток выделяет в кровь.