Реноваскулярная гипертония связана со стенозирующим поражением главных почечных артерий.
Сведения о частоте реноваскуляриой гипертонии довольно разноречивы. Это в значительной степени зависит от подбора больных для аортографии, которая является единственно надежным методом диагностики реноваскуляриой гипертонии. По данным ряда авторов (Poutasse, 1962, 1964; Albrecht et al., 1965), такие больные составляют около 30% больных с почечной гипертонией. Однако эти цифры получены при искусственном подборе больных и поэтому не отражают истинную частоту окклюзионной гипертонии среди других форм артериальной гипертонии.
По материалам Института кардиологии имени А. Л. Мясникова АМН СССР, частота реиоваскулярной гипертонии среди 7062 больных гипертонией, леченных в институте за 5 лет, равняется 2,2%. Из 1480 больных почечной гипертонией реноваскулярная гипертония отмечена у 10,2%, по частоте она занимает третье место среди почечных гипертоний после гипертонической формы хронического гломерулонефрита и хронического пиелонефрита.
В экспериментах на крысах (сердце которых не чувствительно к малым дозам гликозидов) и собаках В. А. Пахмурный также подтвердил непосредственное экстракардиальное действие строфантина К и конвал-латоксина на почки, в частности уменьшение канальцевой реабсорбции натрия и воды. Этот эффект проявлялся и в опытах, в которых почечный кровоток и фильтрация оставались неизмененными.
Реноваскулярная гипертония чаще наблюдается у молодых лиц и в 26—30% случаев, по нашим данным, имеет злокачественный характер, т. е. быстро прогрессирует, сопровождается очень высокими цифрами, особенно диастолического артериального давления и тяжелыми изменениями глазного дна. Злокачественная гипертония чаще наблюдается при двустороннем процессе.