Решающую роль в диагностике реноваскуляриой гипертонии играет трансфеморальная аортография, которая позволяет не только обнаружить стеноз, но и установить его локализацию, размеры и степень развития коллатералей, размеры почек, состояние брюшной аорты и отходящих от нее ветвей, а также способствует выяснению этиологии реноваскулярной гипертонии.
Клинико-морфологические формы. Клинико-морфологические формы реноваскуляриой гипертонии различны в зависимости от причины. Аномалии развития как причина реноваскулярной гипертонии встречаются реже. Среди них следует иметь в виду гипоплазию почечных артерий и врожденную аневризму их.
Fleming (1965) один из указанных признаков обнаружил у 90% больных со стенозом почечных артерий при внутривенной пиелографии. По Dustan и Page (1968), разница в величине двух почек при внутривенной урографии определена в 95% случаев реноваскулярной гипертонии, а гиперконцептрация контраста в пораженной почке в поздние сроки исследования—в 72% случаев. De Bakey (1964) гиперконцептрацию на пораженной стороне отметил лишь у 49% больных. Экскреторная урография, по данным Л. С. Матвеевой и С. М. Ждановой (1970), в 82% случаев способствовала диагностике реноваскулярной гипертонии.
Диагностическое значение имеет и выявление повышенной активности ренина в крови. Однако высокая активность ренина может наблюдаться и при других формах симптоматической почечной гипертонии, в частности нередко при хроническом пиелонефрите и даже иногда в поздних стадиях гипертонической болезни. Особенно большое значение имеет этот метод при дифференциации реноваскулярной гипертонии с синдромом Конна, при котором активность ренина в плазме крови равна пулю и не повышается ни в ортостазе, ни при бессолевой диете.