Общеизвестно, что места, в которых скапливается много людей, являются благоприятным местом для размножения микробов. В период эпидемий такие помещения очень опасны для здоровья человека, так как риск заболеть повышается в несколько раз. В связи с этим в Московском метрополитене были проведены исследования для выяснения, насколько безопасным он является.
По заказу газеты "Известия" специалисты компании "Экостандарт" решили выяснить, какие сюрпризы ждут пассажиров московской подземки, и провели микробиологическое исследование нескольких станций метрополитена. Для этого были выбраны пять станций на разных ветках: "ВДНХ" (Калужско-Рижская линия), "Пушкинская" (Таганско-Краснопресненская линия), "Деловой центр" (Филевская линия), "Киевская"-кольцевая и "Павелецкая"-кольцевая. Биологи взяли смывы на микробы со стен залов, поручней эскалаторов и вагонов электропоездов. Результаты, как сообщает газета, оказались не такими уж плачевными. Общемикробное число (концентрация различных микробов в определенном объеме) нигде не превышает предельно допустимые значения, хотя и является довольно большим.
Эксперты уверяют, что для людей с крепким иммунитетом пользование общественным подземным транспортом вполне безопасно. Практически на всех станциях обнаружена сенная палочка (Bacillus subtilis) - бактерия, безобидная для здоровья человека, но разлагающая органические вещества и вызывающая порчу продуктов. В смывах "Пушкинской" и "Павелецкой"-кольцевой найдена бактерия Sarcina lutea. На кольцевых станциях метро исследователи нашли бактерию Sarcina alba. Как утверждают специалисты, у людей с ослабленным иммунитетом она может вызвать кожные раздражения, зуд и прыщи.
На станциях "ВДНХ" и "Деловой центр" обнаружили бактерии Proteus Vulgaris. Эти микроорганизмы принадлежат к нормальной кишечной флоре, но при жаркой погоде они могут послужить причиной пищевых токсикоинфекций и гнойных высыпаний на коже. Как оказалось, концентрация этой бактерии в станциях метро весьма незначительна. Помимо микробов, на "Киевской" и "Пушкинской" выявлено место обитания плесневых грибков Aspergillus, споры которых могут вызвать затруднение дыхания, вплоть до развития приступов астмы, отмечает Утро.ru.
Учитывая все вышеперечисленные факты, врачи-инфекционисты настоятельно рекомендуют не употреблять пищу в метро, не садиться рядом с бездомными и не занимать освободившиеся после них сиденья. В вагоне лучше стоять или сидеть у открытого окна - концентрация микробов в непроветриваемом участке в десятки раз выше. Лучше вставать к стене или у двери. Не дышать глубоко. Следует помнить, что для заражения гриппом достаточно постоять в радиусе 6 метров от источника инфекции. Избегать перегрева. Зимой необходимо снимать шапку и расстегивать верхнюю одежду, чтобы не вспотеть. При этом желательно оставаться в перчатках, поясняют "Известия".
Заведующая научно-консультативным клинико-диагностическим отделением ЦНИИ эпидемиологии МЗ РФ Татьяна Лисукова считает, что в метро весьма велик шанс подхватить дизентерию, брюшной тиф, пищевые токсикоинфеекции, гепатит А, педикулез, ОРЗ, грипп, менингококковые и аденовирусные инфекции, а также туберкулез. Однако, к примеру, чесотка хоть и передается от человека человеку, но для заражения необходимо длительное и тесное соприкосновение. Даже при рукопожатии чесоточные клещи не успевают переползти с руки на руку.
Московские власти постоянно принимают меры по борьбе с микробами. Уже несколько лет на крупных пересадочных узлах устанавливают системы очистки воздуха, основанные на ультрафиолетовом излучении. Принцип их работы напоминает кондиционер: вентилятор нагнетает воздух в светонепроницаемый ящик с ультрафиолетовой лампочкой внутри, где он и обеззараживается. В вагонах метро, когда они приходят в депо, развешивают ультрафиолетовые лампы, которые обрабатывают воздух и все поверхности - стены, кресла, поручни. Такая процедура занимает для одного вагона примерно 20 минут. За это время свет, излучаемый одновременно восемью лампами, убивает все микробы. Станции, вестибюли, переходы с ветки на ветку и производственные помещения подземки оснащают системами, позволяющими значительно снизить риск распространения в метро заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем, информирует Утро.ru.
Говоря о поддержании чистоты в московском метро начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев сообщил, что "в этом году введут два дополнительных поезда для промывания станций и тоннелей", передает РИА "Новости".
В воздухе метро содержатся частицы, разрушающие человеческие ДНК. К такому выводу пришла Ханна Карлссон из Каролинского университета Швеции. Ее исследование показало, что от вдыхания частиц угля, асфальта, железа и других загрязняющих элементов каждый год преждевременно умирают более 5 тыс. шведов. При должной заботе содержание вредных веществ в воздухе может быть снижено. Однако до сих пор ученые не знали, какие именно источники частиц представляют человеческому здоровью самую большую угрозу. Доктор Карлссон пришла к выводу, что, по сравнению с частицами, попадающими в воздух в результате автомобильных выхлопов и сжигания древесного топлива, наиболее вредны для ДНК те, что образуются в подземке. Наблюдения доктора Карлссон показали, что воздух метро содержит большое количество частиц железа, которые образуются в результате трения колес о рельсы. Когда эти частицы попадают в организм человека, в клетках образуются свободные радикалы, они оказывают губительное воздействие на наследственность и повышают риск раковых заболеваний, пишут "Новые известия".
Недавно столичный метрополитен начал тестировать новое устройство для охлаждения воздуха на 3-4 градуса, что неизбежно снизит активность болезнетворных организмов. Оно установлено на пересадочном узле "Пушкинская - Чеховская - Тверская". На этом участке стало заметно прохладнее. В ближайшее время аналогичные установки появятся на перегонах между станциями Калужско-Рижской линии.
Попутно в стареньких "полосатиках" ведется установка приборов принудительной вентиляции. При этом начальник Московского метрополитена Дмитрий Гаев в разговоре с "Известиями" отметил, что все новые вагоны уже на заводе оборудуются принудительными системами вентиляции. Впрочем, отмечает доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ Татьяна Дубровская, вентиляционные выходы расположены на высоте 2 метров от поверхности земли в оживленных районах города, поэтому под землю поступает грязный уличный воздух.
"Мне стало плохо в метро!" - с таким признанием к московским медикам обращаются регулярно. И чаще всего летом. Больные жалуются на головокружение, одышку и приступы гипертонии.
По словам Гаева, духота в метро - следствие "перенаселенности". "Если раньше мы возили 6-7 миллионов человек в день, то сейчас 9. Мы не можем с помощью существующих инженерных систем обеспечивать ту комфортность, которая необходима", подчеркнул Гаев. Впрочем, как заметил начальник Московского метрополитена, "сегодня нормы вентиляции в московском метро самые жесткие в мире: это трехкратный принудительный воздухообмен, в час пик доходящий до пятикратного", цитируют Дни.ru слова Гаева.
Вопрос свежего воздуха под землей также связан и с изменениями в московском климате - в столичном регионе с годами стало теплее, и на сегодняшний момент службы московского метро просто охлаждают воздух.
"Новые известия" отмечают, что прошлым летом Дмитрий Гаев обещал, что дышать легче в подземке станет уже в этом году. Но, видимо, проблема оказалась намного серьезнее, и одним махом с ней не справиться. Дело не в "перенаселенности", а в принципиальном отличии нашего метрополитена от большинства действующих в крупных городах мира. Повсюду вентиляция в метро принудительная, а у нас она, как была в 30-х годах естественная - создаваемая за счет движения поездов - так до сих пор такой остается. Вот почему, когда поезда по техническим причинам вдруг на несколько минут задерживаются в тоннелях, пассажиры обливаются потом. Без преувеличения, воздух в нашем метро подобен пресловутому сыру в мышеловке: вагончик едет - бесплатный воздух есть, вагончик останавливается - дышать нечем. А если мы и дышим - еще надо подумать, чем.
Через воздухозаборники, выведенные на поверхность, в метро летит сажа от автомобилей, реагенты, которыми посыпают улицы зимой, и промышленные отходы. Как результат - концентрация диоксида азота и углекислых газов на станциях превышает в 1,2-1,4 раза допустимые нормы. Не говоря уж о банальной пыли. Почти 30 самых "грязных" станций - в центре города. То есть зависимость подземного воздуха от того, которым нам приходится дышать наверху - прямая. С одним уточнением: все-таки метро находится под землей.
Иногда отсутствие свежего воздуха связано с заботой производителей вагонов о пассажирах. Так случилось с новыми поездами "Русич", которые в основном используются на Филевской линии. По словам Гаева, производители решили усовершенствовать систему вентиляции внутри вагона, и дело дошло до того, что вентиляции не было вообще. В настоящее время душные вагоны отправили на переделку - к эксплуатации их допустят только после соответствующих испытаний. Улучшенная вентиляция на поездах "Русич" - это хорошо, но подавляющее число поездов в метрополитене - это старые вагоны с белой полосой на боку. Оказывается, их тоже собираются модернизировать: в пресс-службе Московского метрополитена корреспонденту газеты "Взгляд" рассказали, что один из старых составов отправлен на усовершенствование системы вентиляции на "Метровагонмаш", и в скором времени обновленный состав вернется на знакомые подземные трассы. Сначала модернизацию оценят специалисты - состав несколько раз проедет ночью из конца в конец по одной линии. Если испытания пройдут успешно - состав выпустят на обычную ежедневную работу. Если спустя некоторое время от пассажиров не поступит жалоб, то таким образом переоборудуют все старые составы.
Уже несколько лет на крупных пересадочных узлах устанавливают системы очистки воздуха, основанные на ультрафиолетовом излучении. Принцип их работы напоминает кондиционер: вентилятор нагнетает воздух в светонепроницаемый ящик с ультрафиолетовой лампочкой внутри, где он и обеззараживается. Схожими портативными приборами в депо обеззараживают вагоны. На дезинфекцию состава уходит от 4 до 5 часов. Существуют и совсем маленькие устройства. На некоторых станциях (на "Китай-Городе" и "Баррикадной") они очищают ультрафиолетом поручни эскалаторов. По сути ноу-хау работают в экспериментальном режиме. Но даже их повсеместное внедрение вряд ли очистит подземку от болезнетворных микроорганизмов: метро перегружено "переносчиками". Рассчитанное на перевозку 6,5 миллиона человек в сутки, оно обслуживает почти 9.
Отметим, что в сентябре 2006 года руководитель московского метро прогнозировал, что "потеть и задыхаться москвичам придется еще лет пять", сообщает СеверИнфо. Глава столичного метрополитена также в очередной раз озвучил планы развития метро на ближайшие годы. По его словам, в этом году будет открыто 15 км линий, в 2009 году - еще 10 км. "В первую очередь надо достроить то, что начали строить давно, и сейчас уже виден "свет в конце тоннеля", - заметил Гаев. - В этом году мы откроем станцию в Строгино, в 2009 году войдем в Митино - станцией "Волоколамская", в 2012 году пройдем через весь этот микрорайон; на юго-востоке необходимо соединить "Красногвардейскую" и "Марьино", привести в центр Люблинскую линию, в этом году мы пустим ее до "Трубной площади", в 2009 году - до "Марьиной рощи". Напомним, что до сих пор не ясна судьба "второго кольца" метро. Вместо запланированного более полувека назад Большого кольца, проходящего на расстоянии 4-5 станций от кольцевой линии (перегон Каховская-Каширская), предлагается построить Малое кольцо на расстоянии одной-двух станций от кольцевой линии. Гаев ранее заявлял, что строительство Большого кольца слишком затратно, однако, согласно исследованиям, реальная "разгрузка" переходов в центре достижима только при строительстве Большого кольца. Напомним также, что Гаев выступает против продолжения метро за окраины столицы, считая, что ближайшие пригороды необходимо связывать со столицей отдельными наземными линиями - легкого метро или скоростного трамвая.
Впрочем, москвичам еще повезло - многие зарубежные метрополитены работают по стандартам намного менее требовательным. Например, по количеству грязи в метро нью-йоркская подземка намного хуже - в дождливые дни на станциях даже вывешивают таблички с предупреждением: осторожно, не падайте, пол скользкий от грязи. А в знаменитом лондонском метро вентиляции нет вообще (хотя и залегает лондонский метрополитен не так глубоко, как московский). Десятиминутную поездку под столицей Великобритании по воздействию на здоровье пассажира сравнивают с выкуренной сигаретой - специалисты отмечают, что такой вредный эффект появляется от пыли, скопившейся в тоннелях, резюмирует "Взгляд".
Елена Куприянова
http://www.smi.ru/