Итальянские и французские эпидемиологи сообщают о первой за историю наблюдений вспышке лихорадки чикунгунья на территории европейского государства. В двух деревнях итальянской провинции Равенна зафиксировано около 200 заболевших, один человек скончался. Ученые считают весьма вероятным появление на территории европейских государств постоянных очагов тропической инфекции.
Первые жертвы лихорадки в Италии начали обращаться за медицинской помощью в середине июля, хотя долгое время болезнь принимали за обычный грипп. Подлинную причину вспышки неизвестной инфекции удалось установить в конце августа, когда стали известны результаты вирусологического анализа образцов тканей больных.
С началом осени число новых жертв инфекции в Равенне пошло на спад, в то же время появились данные о первых случаях заражения среди горожан. Положение осложняется тем, что разносящие болезнь комары хорошо адаптированы к условиями обитания в городе, где они легко размножается в водосточных канавах, коллекторах и сырых подвалах.
Сейчас в районе вспышки ведутся масштабные противоэпидемические мероприятия, водоемы и емкости с водой, в которых размножаются кровососущие насекомые, осушаются или обрабатываются инсектицидами. Вместе с тем, основываясь на предыдущих опытах борьбы с разносчиками лихорадки, эксперты ВОЗ считают их полное истребление маловероятным.
«Ломающая кости»
Нередко лихорадка чикунгунья, вызванная одним из представителей семейства арбовирусов, ограничивается гриппоподобными проявлениями – высокой температурой, болями в мышцах, головной болью. Временами инфекция и вовсе протекает незаметно. Тем не менее, у чикунгунья есть чрезвычайно неприятная особенность, которая, собственно, и дала ей это экзотическое название.
По одной из версий, на языке макондо, распространенном в Танзании и Мозамбике, «чикунгунья» буквально означает «связывающая». Существуют и другие этимологии – «иссушающая, скрючивающая» либо «ломающая кости».
Все эти выражения указывают на один и тот же симптом - мучительные боли в суставах, которые могут обездвижить больного на несколько недель или даже месяцев. При тяжелом течении болезни возможен геморрагический синдром, поражения внутренних органов и центральной нервной системы, энцефалит. Описаны неврологические патологии у новорожденных, связанные с заражением матери во время беременности.
Специфических лекарств от лихорадки чикунгунья не существует. Для облегчения симптомов заболевания используются нестероидные противовоспалительные препараты, за исключением аспирина, который повышает вероятность кровотечений.
Работы над вакциной от тропической инфекции велись с 60-х годов прошлого века, однако большинство исследований были прекращены на ранних стадиях в связи с недостатком финансирования. Активный поиск вакцины возобновился в 2006 году, после сильнейшей эпидемии чикунгунья на острове Реюнион.
Тогда в течение нескольких месяцев болезнь поразила около 260 тысяч человек – третью часть жителей острова, а затем перекинулась на другие острова Индийского океана и в Индию. Кстати, необычайно высокое число осложнений и летальных исходов во время эпидемии заставило ученых предположить, что болезнетворный вирус мутировал, и стал более опасным для человека.
Впрочем, даже несмотря на возросшую агрессивность, лихорадка чикунгунья до сих пор отличалась сравнительно невысокой летальностью – жертвами эпидемии на острове Реюнион стали около 200 человек, в основном стариков и больных с ослабленным иммунитетом. Единственной на сегодняшний день жертвой лихорадки в Италии стал 83-летний мужчина, организм которого был ослаблен сразу несколькими хроническими заболеваниями.
Гости из тропиков
По данным специалистов французского Института Пастера, разносчиками тропической заразы в Италии стали комары Aedes аlbopictus, или тигровые москиты. Считается, что этот вид приобрел способность переносить лихорадку чикунгунья относительно недавно, опять же в результате мутации вируса. Традиционным же распространителем инфекции считается ближайший родственник тигрового комара - Aedes aеgypticus.
Aedes аlbopictus - новый разносчик лихорадки чикунгунья. Естественным ареалом обитания Aedes аlbopictus считаются тропические леса Африки и Юго-Восточной Азии, однако с некоторых пор он прочно обосновался и в Европе. Сейчас этих кровососущих насекомых можно встретить в Италии, Испании, Франции, на Балканах и даже в Бельгии и Нидерландах.
Укусы комаров, конечно, неприятны, однако сами по себе они не представляют угрозы для человека. Чтобы стать разносчиком лихорадки, комар должен заразиться сам, присосавшись к уже инфицированной жертве. Известно, что лихорадка чикунгунья может поражать обезьян и других диких и домашних животных, однако их роль в передаче инфекции человеку, судя по всему, минимальна.
Скорее всего, полагают ученые, тропический вирус попал в Европу вместе с приезжими из Индии. Подтвердить или опровергнуть эту гипотезу может генетический анализ образцов вируса, который сейчас проводится во французских и итальянских лабораториях. Так или иначе, единожды попав в слюнные железы насекомых, инфекция может прочно закрепиться в комариной популяции, поскольку зараженные самки способны передавать вирус своему потомству.
Новая фауна – новые болезни
Прочно обосновавшиеся в Европе представители тропической фауны могут основательно изменить эпидемиологическую обстановку на континенте. В Азии, Африке и Латинской Америке, а с некоторых пор и в южных штатах США, Aedes аlbopictus считается разносчиком лихорадки денге, близкой к лихорадке чикунгунья, но значительно более опасной для человека, желтой лихорадки и других схожих заболеваний. Все эти болезни регулярно завозятся в Европу из Азии и Африки туристами и мигрантами. Так что, если ученые не ошибаются, в ближайшее время Европу ждут новые вспышки экзотических инфекций.
MED ПОРТАЛ