О том, сколько в Украине ВИЧ-инфицированных детишек, есть ли у них доступ к антиретровирусной терапии и медицинской помощи вообще, мы беседовали с руководителем Клиники для лечения ВИЧ-положительных детей Светланой Комар.
- Сегодня в стране зарегистрировано 1565 ВИЧ-положительных детишек, - рассказывает Светлана Викторовна. - 836 из них получают антиретровирусную терапию.
- Кто оплачивает их лечение?
- 130-ти пациентам терапию оплачивает государство, остальные получают препараты за счет общественных организаций.
- Ваша клиника создана недавно. Почему возникла необходимость в таком лечебном учреждении, ведь в регионах есть Центры по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИДом, которые занимаются оказывают инфицированным помощь, в том числе и медицинскую?
- ВИЧ-инфицированный ребенок – это прежде всего обычный ребенок, но наличие вируса в его организме требует особого к нему отношения. И наша клиника создана не просто для рутинного педиатрического лечения ВИЧ-положительных детей. Здесь лечатся особенно «сложные» дети из разных областей с гемолитическими, онкологическими, гастроэнтерологическими заболеваниями и оппортунистическими инфекциями (10% из них - сироты).
В своих регионах такую высококвалифицированную помощь они получить не могут. Потому что у нас в областях лишь по по 1-2 педиатра, имеющих специальную подготовку для работы с ВИЧ-положительными детьми.
А поскольку ВИЧ-инфекция поражает все органы, то детишки нуждаются в помощи и консультациях различных узких специалистов.
- Какова структура вашей клиники?
- В клинике есть два отделения. Амбулаторное - на базе поликлинического отделения Детской специализированной больницы ОХМАТДЕТ, где дети проходят обследование, получают назначения.
Те маленькие пациенты, у которых здоровье ухудшается в связи с сопутствующими заболеваниями, получают медицинскую помощь в стационаре. Сюда приезжают по направлению региональных Центров по борьбе со СПИДом, или сами родители обращаются, когда видят, что у малыша усугубилась болезнь.
Стационарное отделение состоит пока из двух палат. Сейчас здесь находится восемь детишек из разных регионов.
- Этого достаточно?
- Нет, нужно хотя бы 20 палат. Мы надеемся, что в скором времени получим свое отремонтированное и оборудованное помещение. Сейчас мы получаем средства из бюджета ОХМАТДЕТа, а со следующего года получим полное финансирование из госбюджета.
- К вам попадают дети очень «сложные», есть ли психологическая служба в клинике?
- Да нас есть психологи. Когда возникает необходимость, они работают с семьями. Ведь очень важно поддержать и самого ребенка и его родных, а также выработать приверженность к лечению.
Одна из задач клиники – привлечь ВИЧ-инфицированных пациентов (ребенка и родителей) к лечению, вывести их из «тени» в общественное здравоохранение. Потому что не все хотят приходить в официальные лечебные учреждения: одни боятся, другие не могут по состоянию здоровья или по иным причинам. Работники клиники ездят в регионы, встречаются с семьями ВИЧ-инфицированных детей, беседуют с ними, дают практические советы.
Очень важный момент в жизни ВИЧ-инфицированного ребенка – раскрытие статуса. Мы готовим каждого к этому. Для начала мы учим его хранить секреты и только, оценив психологическую зрелость, рассказываем об его статусе.
Скоро у нас будет своя группа взаимопомощи, где дети сами будут обсуждать свои проблемы и учиться их решать. Ведь наше общество далеко не толерантно.
- Как врачи относятся к ВИЧ-положительным пациентам?
- Увы, уровень стигматизации общества высок, в том числе и среди медиков. Основная причина этого – невежество. Поэтому клиника выполняет и роль консультативного центра для врачей, потому что в Украине очень мало узких специалистов, которые могут работать с ВИЧ-положительными детьми.
Мы проводим тренинги и семинары, где рассказываем коллегам и об инфекции, и об особенностях ведения ВИЧ-инфицированных детей. Уже обучили педиатров из Винницкой области, провели два тренинга для врачей Днепропетровска.
Планируем организовать так называемую мобильную клинику - автомобиль, который сможет быстро и с комфортом довести консультантов до места. Это очень важный момент, потому что информированность населения о ВИЧ/СПИДе очень плохая, а добраться до маленьких городов и сел, где проживает большое количество ВИЧ-положительных, непросто.
- Говорят, что увеличение количества инфицированных детей увеличивается за счет того, что в 90-е годы беременные не обследовались на ВИЧ. Так ли это?
-Да, в те годы были перебои с тест-системами. А поскольку многие беременные были инфицированы, то мы сейчас обследуем и лечим их детей.
-Если мать не была протестирована в свое время, нужно ли сейчас сдавать кровь на анализ?
- Обследоваться нужно. Особенно, если ребенок часто болеет. ВОЗ определила несколько основных признаков, по которым можно заподозрить ВИЧ-инфекцию. Если ребенок страдает хронической диареей, рецидивирующим паротитом, орофаренгиальным кандидозом, повторными тяжелыми бактериальными инфекциями, хроническим или рецидивирующим средним отитом с отореями, персистирующей генерализованной лимфаденопатией, истощением, туберкулезом.
И если медики рекомендуют обследовать ребенка на ВИЧ, не стоит отказываться. Ведь сейчас эпидемия задела и благополучные слои населения, а инфекция все чаще распространяется половым путем. Если самостоятельно сделать такой шаг тяжело, обратитесь к специалистам клиники.
ИнтерМедиа консалтинг