На этой неделе германская компания Schott AG, специализирующаяся на производстве изделий из стекла, в том числе для фармацевтической и медицинской промышленности, объявила о намерении построить завод в Нижегородской области. Аналитики считают, что таким образом компания реагирует на потенциальный спрос на ампулы и пузырьки со стороны новых фармацевтических предприятий.
«Сегодня многие иностранные корпорации заявляют о готовности к сотрудничеству или строительству собственных производственных активов выпуска лекарств на территории России. Многие из этих компаний уже находятся в стадии реализации этих проектов», - говорит директор по маркетинговым исследованиям ЦМИ «Фармэксперт» Давид Мелик-Гусейнов.
Кто на новенького?
В 2001 году в поселке Красный Луч Егорьевского района Московской области открылся первый в России фармацевтический завод венгерской компании Gedeon Richter. Подмосковный завод «Гедеон Рихтер - Фармоград» компания начала строить в 1996 году и вложила в него около $20 млн.
В Обнинске Калужской области полтора года назад сербский концерн Hemofarm построил фармацевтический завод. Производственная мощность завода на первом этапе составила 1-1,5 млрд таблеток в год. По некоторым данным, в дальнейшем мощность возрастет до 3 млрд таблеток в год. В строительство завода было инвестировано 32 млрд евро, из них 22 млрд евро вложил Европейский банк реконструкции и развития, остальную часть - Hemofarm.
Среди значимых проектов эксперты также называют новый завод французской компании Servier, которая летом этого года запустила в Софьино Подольского района Московской области современный фармкомплекс "Сердикс"- предприятие полного цикла, полностью построенное на средства иностранного фармпроизводителя. Завод выпускает 20 наименований лекарств и будет экспортировать их в страны СНГ и ближнего зарубежья.
«Уверен, что в ближайшее время мы станем свидетелями еще серии подобных проектов», - предполагает Давид Мелик-Гусейнов.
«С учетом численности населения и благоприятных макроэкономических прогнозов российский фармрынок, безусловно, обладает большим потенциалом, - поддерживает его гендиректор RMBC Мария Денисова. - По прогнозам, в ближайшие пять лет российский фармацевтический рынок увеличится в 1,5-2 раза. При этом уровень потребления лекарственных средств на душу населения значительно отстает от развитых стран, то есть потенциал российского фармрынка еще не реализован».
По данным «Газеты», ЦМИ «Фармэксперт» и другие консалтинговые агентства фармрынка достаточно часто сейчас получают заказы на исследования от крупных импортеров лекарственных средств (ЛС) именно по прогнозам на возможное строительство новых заводов.
Потенциальные покупатели продолжают тщательно изучать и возможности приобретения российских производителей, но основной сдерживающий фактор - это отсутствие международного стандарта GMP на заводах, да и выбор объектов для покупки очень небольшой.
Впрочем, есть и скептики. «Из топ-50 мировых производителей половина уже имеет или производственные площадки в России, или контрактные производства, - уточняет президент DSM Group Александр Кузин. - Кроме того, в мире много недоиспользованных площадок: в Индии, Китае, так что у импортеров всегда есть возможность какие-то производства отдать на аутсорсинг. Но построить завод - это значит серьезно заявить о себе, поэтому ряд проектов я бы отнес к амбициям менеджмента. В 50% случаев новое строительство не так уж и выгодно».
Вместе с тем Александр Кузин предположил, что потенциальными заказчиками строительства новых заводов в России могут быть американский фармацевтический гигант Pfizer и британская GSK (GlaxoSmithKline). Сроки реализации таких идей аналитики пока не называют.
Плюсы и минусы
В настоящее время на решение бизнеса - строить или не строить предприятие в России - влияют разные факторы. Очевидным минусом стало ужесточение отпуска рецептурных ЛС при одномоментном разрушении института поликлинических врачей: это уменьшает денежный приток в отрасль. Плохо для рынка и то, что слабое государственное обеспечение ЛС заставляет население отказываться от льготных лекарств в пользу компенсаций. По словам аналитиков, эти деньги на фармрынок не возвращаются.
Сдерживающей силой рынка эксперты также называют тотальное ужесточение контроля за расходованием госсредств и жесткую экономию.
Кроме того, фармрынок остается зарегулированным, его участники отличаются «слабой этикой» и политически зависимы. Угроза национализации крупного бизнеса не исчезает, государство усиливает свои позиции в качестве игрока рынка. Происходит монополизация отдельных продуктовых ниш.
При этом инвестиций явно недостаточно для бурного развития отрасли.
Есть и плюсы. В настоящее время российский фармрынок сопоставим по своим объемам с рынками Мексики, Аргентины, Канады, Испании, Турции, Польши. Он неплохо растет, и в нем еще остались свободные ниши. Как бы ни сокращались госпрограммы в здравоохранении, они значимы, а на 2008 год обещано их увеличение. Одновременно и коммерческий сегмент фармрынка растет на 20% в год.
Кроме того, спрос населения постепенно смещается в пользу более дорогой импортной продукции. Для будущих новых строительств и выпуска более дорогих препаратов - это хороший знак.
ГАЗЕТА.GZT.RU