Диагностировать рак на самых ранних стадиях – мечта человечества. Что-то удается сделать генетикам, что-то диагностам, но до повсеместного мониторинга еще очень далеко, потому что безумно дорого, да и разновидностей рака столько, что привести их к общему знаменателю невозможно. Тем не менее, существуют так называемые онкомаркеры, которые по анализу крови позволяют выявлять рак еще до его клинического проявления. Что это такое и почему подобные анализы делают так редко?
На самом деле, любая опухоль посылает о себе сигнал, который можно обнаружить в сыворотке крови. По словам зав. лабораторией прогноза эффективности консервативной терапии опухолей МНИОИ им. П.А.Герцена, профессора Натальи Сергеевой, «маркеры - это белки, которые опухолевые клетки производят гораздо интенсивнее, чем здоровые. На сегодняшний день найдены и описаны маркеры для опухолей многих локализаций, в том числе рака предстательной, молочной, поджелудочной, щитовидной желез, рака легкого, органов желудочно-кишечного тракта и др.
Но большинство маркеров не используются для диагностики опухолей. Первое – это очень дорого. Чтобы выявить одного больного, требуется протестировать тысячи людей. Второе – маркер может обмануть. Положительный результат можно получить не только при раке, но и при многих воспалительных заболеваниях.
Например, СА 125 - маркер рака яичников - может повышаться при гепатите, циррозе печени, сердечной недостаточности и еще при целом ряде заболеваний, связанных с накоплением жидкости в брюшной полости. А маркеры раков желудочно-кишечного тракта могут повышаться при панкреатитах, гепатитах, язвах и т.д.
Хотя существуют такие уровни значений маркеров, когда сомнений не остается. Например, простатический специфический антиген (ПСА) выше 30 говорит о раке простаты, а повышенные значения ниже этой цифры составляют «серую зону», и невозможно с уверенностью сказать, что это - простатит, аденома или рак. Нужно более тщательное обследование.
Поэтому, сегодня основная задача маркеров – это выявление рецидивов уже диагностированного и пролеченного рака до клинических проявлений болезни. Нередко это позволяет выиграть 6-8 месяцев: опухоль еще не дала о себе знать, но уровень маркера повысился - и врач может приступить к лечению.
Каждый год появляется один-два новых маркера. Мы их испытываем и хорошие новинки рекомендуем для практического применения. А что такое хороший маркер? Он обладает высокой чувствительностью к опухоли и редко поднимается при нераковых заболеваниях. Если маркер повышен, это повод для беспокойства и дообследования. Но если он в норме, то это, к сожалению, не говорит о том, что человек здоров. Ни один маркер кроме ПСА пока не дает 100-процентно точного результата».
Ольга Николаева
Pravda.ru