Для этого нужно уточнить причину боли, устранить ее и, при необходимости, перепрограммировать периферические нервы на нормальный режим работы.
Микрооперации такого уровня проводятся пока в единственном в Украине
«Центре Медицины боли» и пока единственным сертифицированным врачом Вячеславом Гасиным. Право и опыт работы на уровне нервной системы Вячеслав Борисович приобрел за 15 лет практики в клиниках Голландии, Италии, Германии, Израиля. И сегодня врачу приходится трудиться на «два фронта», принимая пациентов как из Украины, так и со всего мира.
В Соединенных Штатах в наше время любой человек знает, что такое медицина боли. В России о лечении боли впервые заговорили лет 6–7 назад, когда там появились специализированные клиники. А первая украинская открыла свои двери посетителям всего три месяца назад. За два года подготовки Центр оснастили современным западным оборудованием для микроопераций и физиотерапии.
Суть лечения проста. Врач снимает острую боль, воздействуя на нервные окончания, которые передают болевые импульсы к мозгу. Например, при лечении воспалений корешков и их отека (межпозвоночной грыжи) используются специальные лекарства-стероиды, которые не попадают в кровь и не дают побочных эффектов, но эффективно лечат отек и воспаление. Проникая в нужное место с помощью иглы, врач вводит средство в определенную точку на защемленном нерве и в наболевшем месте наступает покой надолго, если не навсегда. Бывает такое, что хронические боли продолжают мучить пациента, когда изначальная их причина уже снята. Отыскав
«дезинформаторов», врач перепрограммирует их работоспособность либо радиочастотой, либо с помощью высоких температур, которые подаются на кончик иглы (прогреваний). Работая с нервными узлами, врач деликатно обходит те их части, которые отвечают за моторные функции организма (движения, рефлексы), а воздействует только на чувствительные веточки, которые вызывают боль.
— Чтобы делать такие манипуляции, навигация внутри человеческого организма должна быть экстраточной, порядка долей миллиметра, — рассказывает Вячеслав Гасин. — Поэтому диагностику проводим тремя параллельными методиками одновременно. Первый — это электролокация, когда специальными, покрытыми изолирующим составом иглами мы подходим к нервам и, не касаясь их, даем слабые электрические раздражения. Нервы на них отвечают, и таким образом мы точно знаем, на каком расстоянии от волокон находится манипуляционная игла (чтобы случайно не задеть
«не тот» нерв. — Авт.). Также наша техника позволяет видеть саму иглу внутри тела в реальном времени. А чтобы сделать картинку четче во время операции, вводим специально контрастное вещество, которое подкрашивает очертания спинно-мозговых корешков, рядом с которыми мы работаем. Вещество это абсолютно безопасно для организма.
Длится такая процедура обычно до 40 мин. Еще полчаса больной отдыхает, и за его состоянием наблюдают врачи. Как правило, боли покидают пациента еще на манипуляционном столе — на годы или навсегда. В 20% случаев через несколько месяцев требуется повторная процедура.
Особенно поражает эффект при лечении воспаления тройничного нерва. С заболеванием, на терапию которого уходит немало сил и времени у неврологов и невропатологов, в
«Центре Медицины боли» справляются за считанные минуты. Тяжелые женские мигрени, причина которых часто кроется в проблемах шейного отдела позвоночника, нервных узелках шеи и основания черепа, — тоже профиль Вячеслава Гасина.
Нередко приходится бороться с болями в районе солнечного сплетения. Лечат в Центре и боли при онкологических заболеваниях. Недавно был случай: раком поджелудочной железы заболел коллега, хирург. Уже несколько месяцев он почти не вставал с постели, а чтобы унять боли, ему уже кололи наркотики, которые мало чем помогали. После обработки нервной системы вокруг опухоли пациент встал и самостоятельно пошел ловить такси, чтобы добраться домой. Конечно, опухоль никуда не исчезла, с ней предстоит иметь дело онкологам, но качество жизни человека существенно изменилось. Отпала потребность в наркотиках, а главное — перестала мучить боль.
— Мы беремся лечить в основном тех людей, которым никто в Украине не смог помочь, — говорит Вячеслав Гасин. — Человек должен сначала пройти консервативную терапию и только, если она не помогает, можно переходить к радикальным средствам. Лечение боли — это целый раздел медицины, который сложился на стыке анестезиологии, нейрохирургии, невропатологии и фармакологии.
Благодаря радиочастотным технологиям врачи отрасли получили возможность восстанавливать те детские рефлексы, которые защищают малышей от боли во время частых падений. Когда ребенок научится хорошо ходить, эти рефлексы у него затухают. Воздействуя на спинной мозг, медики как бы перезапускают их через ДНК нервных клеток и используют как союзника в борьбе с различными хроническими болями.