Результаты исследований показывают, что:
1. У каждого человека бывают сновидения. Большинство людей после пробуждения не могут припомнить их содержание.
2. Сновидения возникают 3—6 раз в течение сна; около 20% сна составляет сон со сновидениями.
3. Сновидениям, независимо от их содержания, сопутствуют эрекции полового члена (или клитора).
До сих пор остается невыясненным, почему именно фаза сновидений связана с появлением эрекций, однако этот факт должен иметь существенное значение. Ведь далеко не каждое сновидение имеет сексуальное содержание. Почему же всегда появляются эрекции? Является ли это неспецифическим появлением общего эмоционального напряжения (несексуального характера), как усиление сердцебиений, потоотделения и т. д.? Или любое содержание сновидений несет в себе какую-то сексуальную символику?
Относительно новорожденных вообще невозможно говорить какой-либо связи между эрекциями и содержанием сновидений. Spitz (1955) считает, что зрительное воображение не развивается ранее 3-го месяца жизни, хотя представления в сфере осязания и слуха возникают и ранее. Согласно Fisher и соавт. (1965), эрекции, наблюдаемые у новорожденных в фазе быстрых движений глазных яблок, могут быть выражением физиологической разгрузки на стадии недифференцированного развития, предшествующей стадии развития психических структур, необходимых для появления сновидений. В этом смысле эрекции у новорожденных не только могут быть не связаны со сновидениями, но могут служить показателем физиологического состояния напряжения или представлять собой физиологический механизм разрядки напряжения.
Из взрослых мужчин наиболее выраженные эрекции наблюдаются у тех, кто хорошо спит и видит яркие сны, затем у мужчин, которые спят хуже, но также с яркими сновидениями, затем у тех, которые спят хорошо, но отмечают скудные сновидения, и, наконец, у мужчин с плохим сном и скудными сновидениями устрашающего содержания оказывают явное негативное влияние на выраженность эрекций во сне. Эрекции во время сновидений устрашающего содержания ослаблены, кратковременны и прерываются чаще, чем во время сновидений другого содержания, же время сновидения сексуального содержания усиливают ночные эрекции.
Кроме того, обнаружилась определенная связь между выраженностью фазы быстрых движений глазных яблок во время сновидений и выраженностью эрекций. Чем интенсивнее движения глаз во время сна, тем сильнее эрекции.
С точки зрения физиологии высшей нервной деятельности, сновидения представляют собой свободную игру воображения, npoисходящую на фоне бодрствования (в период сна) определений участков коры головного мозга. Лобные участки, выполняющие функции контроля и критической оценки, вероятно, исключаются из числа таких бодрствующих участков коры, в то время как отделы, ответственные за различные чувства и функции, в первую очередь за зрение, именно должны бодрствовать во время сновидений. Поэтому в сновидениях человека основную роль играют чувственные образы, что связано с образностью мышления видящего человека, основанной на визуализации. Одновременно и воображение лишенное контроля со стороны лобных отделов коры, т. е. ставшее независимым от реальности, представляет либо хаотические образы, либо довольно упорядоченные сцены, которые иногда являются как бы продолжением событий, пережитых накануне в состоянии бодрствования. В большинстве случаев причиной сновидений являются как внешние, так и внутренние раздражители, которые, будучи нечетко выраженными, поступают из центров ощущений
«пробуждают» (адекватные или неадекватные) участки коры мозга, ответственные за функцию памяти. При этом в содержании сновидений появляются хаотические или упорядоченные сюжеты, связанные с образами людей, местностей, с поведением, настроением, проблемами и их решением.
В сновидениях могут отразиться картины далекого прошлого, иногда даже детства, а нередко — события прошедшего дня. Некоторые считают, что существует определенное родство между содержанием сновидений и творческой активностью человека, особенно с подготовкой к какой-либо творческой работе. Сновидения с выраженным сексуальным содержанием появляются обычно в период созревания; они бывают частыми до достижения 35 лет, а затем они постепенно становятся реже. Состояния эмоционального и сексуального напряжения, сопутствующие сновидениям, могут вызвать переживание оргазма и сексуальное удовлетворение. Появление оргазма во сне у женщины, которая не переживает его в бодрствующем состоянии, свидетельствует о наличии в ее психике сдерживающих механизмов морального или религиозного порядка и других, функционирующих в состоянии бодрствования.
Согласно Lo Duca (1969), сновидения представляют собой психологический феномен, создающийся в воображении человека, начиная с того времени, когда он овладел речью. Сновидения делают доступными психические переживания человека, в том числе подсознательные, а психоаналитики даже утверждают, что невротические нарушения формируются по образцу сновидений. Понимание содержания сновидений соответствует уровню культурного развития человека.
Freud (1905), стремясь более полно понять функцию психики человека, занимался изучением символики сновидений и ее толкованием, т. е. переводом «языка» сновидений на язык реальности. Согласно его представлениям, в сновидениях составные части подсознания (ид), так же как и влечения, могут достигать сознания (эго) благодаря способности «перемещаться» во сне и в результате сниженного контроля сознания. В этом понимании сновидения возникали бы исключительно из осознанной жизни, которая находит свое отражение в подсознании. Следовательно, сновидения должны были бы быть следствием нагромождения подсознательного материала. Символика речи (т. е. фольклористика, сравнительная наука о языке, шутки, каламбуры, двусмысленность, игра слов) позволяет проникать в традиционный способ мышления народа и отражать его в сновидениях; при этом постоянно образуются новые символы, присоединяющиеся к прежним (например, одним из примитивных символов любви является огонь). Однако и вновь возникающие символы имеют почти то же, старое значение. Язык символов помогает расшифровать содержание сновидений, поскольку спящий человек не мыслит ни четкими понятиями, ни словами. Это позволяет абстрактной мысли в сновидении превращаться в конкретную (идеи становятся опредмеченными) путем трансформации мысли в визуальное содержание.
Согласно Prokopiuk (1967), Фрейд пытался выяснить происхождение символики, основываясь на теории «сексуального происхождения языка» Шпербера, согласно которой в возникновении и развитии языка человека основную роль сыграли сексуальные потребности. Первые звуки, которые произнес человек, должны были, якобы, служить призывом для сексуального партнера, и лишь на более позднем этапе развития звуками стали пользоваться для общения в процессе совместного труда. Таким способом первобытный человек переносил свои сексуальные интересы на труд, в результате чего образовывались двоякие значения одних и тех же слов: одно значение относилось к половому акту, а второе — к труду. В дальнейшем развитии языка слова оторвались от первоначального сексуального значения и полностью его утратили. Основываясь на этой теории, Фрейд утверждал, что «сексуальная символика в сновидениях представляет собой пережиток древней идентичности слов». Таким образом, то, что ранее означало половой акт или половые органы, появляется в сновидениях в виде предметов, символизирующих прежние названия.
Следует признать, что онейрология (теория сновидений и символов) является одной из наиболее интересных и одновременно противоречивых отраслей психоанализа. По мнению Jastrow (1959), трудно определить роль и сферу влияния сновидений на психику человека; в то же время психоанализ без надлежащей научной точности односторонне интерпретирует содержание сновидений и символов. В этих интерпретациях значительный удельный вес имеют метафизика и культ символики, но отсутствует реальное соотнесение символики и культуры, в которой она возникла. Kozielecki (1977) считает, что сновидения представляют собой обильный источник информации о подавленных влечениях и конфликтах человека, сохраняющихся в подсознании. Однако сновидения зашифрованы очень сложным «языком», который необходимо разгадать. «Преодоление кода» очень трудно и требует многолетнего опыта. Этот же автор подчеркивает, что психоаналитическая интерпретация сновидений не является ни единственной, ни универсальной, и к тому же в ней много методологических недостатков. Дело в том, что сновидения можно объяснить как «выражение конфликтов и желаний человека, отражающее в сознании его трудности и проблемы» или как «познавательный процесс, который основывается на переработке информации и зависит от знаний человека и его интеллекта».