Законопроект «О лекарствах» ведет к коллапсу фармацевтической отрасли страны
Такое впечатление, что авторы нового законопроекта «О внесении изменений в Закон Украины «О лекарствах» (№1438 от 25 января сего года), внесенного на рассмотрение Парламента народным депутатом от НУНС Геннадием Москалем, насмотрелись любимой многими оперетты «Летучая мышь». Помните ставшие крылатыми слова героини: «С этого дня: полный контроль с моей стороны и полное подчинение – с твоей»? Они вполне могли бы стать девизом к документу, предполагающему установление тотального контроля государства – и, в первую очередь, Министерства внутренних дел – над всем фармацевтическим рынком Украины.
Под видом заботы о том, что в стране недостаточно контролируется оборот сильнодействующих и ядовитых веществ (каких именно, непонятно, поскольку в пояснительной записке упоминается только злополучный трамадол), а «производители … увеличивают изготовление указанных категорий лекарственных средств в десятки раз», авторы прожекта намереваются, ни много, ни мало, отменить законы рыночной экономики.
Предлагается ежегодно определять потребности страны в лекарственных средствах (интересно, как это можно сделать, если у нас даже не могут подсчитать количество больных по тем заболеваниям, лечение которых оплачивает государство?) – «на основе расчетной потребности в этих средствах для медицинских, научных, промышленных целях». Далее, на основе этих гипотетических подсчетов будут использоваться «запреты и ограничения относительно оборота отдельных лекарственных средств и установления квот» на производство, изготовление, хранение, а также экспорт и импорт лекарственных средств.
То есть, некие чиновники произведут подсчеты (может быть, даже, в уме) и решат, каких лекарств и сколько можно изготовить, хранить на складе, ввозить в Украину и вывозить из нее. И больше – ни-ни! Даже, если рынок требует, к примеру, большего количества средств от простуды или диареи, получит он его лишь, в лучшем случае, в следующем году – когда будут произведены новые расчеты.
Подобные правила, по мнению большинства специалистов, являются абсурдными, а их введение может привести к остановке всей фармацевтической промышленности страны. Использование по принципу грубой аналогии законодательства о наркотических и психотропных средств для всех лекарственных средств не согласуется с нормативно-правовой базой стран СНГ и мира, является некорректным и безосновательным.
Более того, сам контроль предполагается отдать в руки организации, действующей на … хозрасчетной основе – Государственной инспекции по контролю качества лекарственных средств, в то время как по законодательству госулдарственный контроль и регуляторные функции может выполнять лишь органы, финансирующиеся из госбюджета.
«Под колпак» могут быть взяты и сами участники фармрынка. При этом если законопроект в нынешнем виде будет принят, то подавляющее их большинство вообще лишится лицензии. Дело в том, что согласно документу лицензию на право торговать лекарственными средствами получит лишь то предприятие, руководители которого имеют профильное образование. Получается человек, допустим, экономист по образованию или даже врач, не имеет право заниматься фармбизнесом, даже если он нанял на работу квалифицированных фармацевтов и провизоров. Нет, он должен сам иметь «нужный» диплом!
Еще одно ноу-хау – справка из МВД об отсутствии не снятой или не погашенной судимости. Вот не дает покоя эта самая справка! Отменили ее для граждан, получающих загранпаспорт, но люди-то остались без куска хлеба. Так почему бы ее не ввести для торгующих ромашковым сбором и аспирином?
Более того, справка МВД на право «осуществления деятельности по реализации лекарственных средств» понадобится … и самому помещению для аптеки – наверное, об отсутствии криминальных инцидентов в прошлом. А это уже непосредственно приведет к закрытию большинства аптек, хозяева которых «не потянут» финансовый груз дополнительных «разрешений» и «согласований».
Провинившихся же предпринимателей предполагается не только штрафовать или сажать в тюрьму за реализацию некачественной или фальсифицированной продукции, но и лишать права заниматься торговлей лекарствами на срок от трех до пяти лет.
Впрочем, судьба законопроекта не такая уж и радужная. И не только потому, что он непосредственно затрагивает интересы сильного фармацевтического лобби. Документ буквально «пестрит» дублированием, неточностями, откровенными ошибками и нестыковками с другими, уже давно действующими законами страны и нормативными документами Европейского Союза, куда так стремится Украина.
В некоторых случаях контрольные функции закрепляются за органами, которых уже давно не существует. Например, за Государственным комитетом по медицинской и микробиологической промышленности, вместо которого уже давно работает Государственная служба лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Даются не совсем точные, позволяющие вольное трактование, определения основополагающих терминов.
В некоторых местах видится желание авторов одновременно подкорректировать и закон о милиции, в котором ничего не говорится о том, что в компетенцию МВД входит управление в сфере оборота лекарственных средств, о чем многократно говорится в документе.
Об этом говорится в письме, направленном Ассоциацией фармацевтических производителей Украины на имя министра здравоохранения Василия Князевича. «Предприятия-члены Ассоциации озабочены возможностью принятия Верховной Радой Украины вышеназванного законопроекта, поскольку он не только не содержит какие-либо прогрессивные изменения для развития фармацевтической отрасли и интеграции в ЕС, но и противоречит Конституции, другим законам Украины, конвенция ООН, ратифицированным Украиной, международному законодательству и создает реальную угрозу дерегулированию национальной лекарственной политики в целом».
* * *
В беседе с корреспондентом ИМК один из высокопоставленных чиновников, по ряду причин пожелавший сохранить инкогнито, высказал мнение, что причина появления такого документа – лоббирование интересов определенных структур. Сегодня, мол, все пытаются контролировать и регулировать деятельность частных фирм, поскольку именно у них проще получить «живые» деньги. Так называемый «барьерный» бизнес, когда сознательно устанавливают дополнительные барьеры для бизнеса, за обход которых берут деньги. И добавил: парадокс в том, что мы позиционируем себя как страну с рыночной экономикой, а на самом деле, как были комиссарами, так ими и остались.
Татьяна Галковская
ИнтерМедиа консалтинг